Заседание Совета Россия-НАТО открылось в Лиссабоне

В португальском Лиссабоне начало работу заседание Совета Россия-НАТО с участием президента России Дмитрия Медведева.

Медведев прилетел в Португалию менее часа назад и сразу же отправился на заседание Совета, передает «Интерфакс».

Перед заседанием состоялась встреча президента России с президентом Франции Николя Саркози.

По окончании заседания Медведев, как ожидается, встретится в двустороннем формате с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони.

Как ожидается, по итогам саммита глава государства даст пресс-конференцию.

Как сообщалось Медведев озвучит на саммите позицию России относительно взаимодействия с НАТО в области ПРО на ближайшие годы.

И без того актуальная тема была подогрета предложением генерального секретаря североатлантического альянса, который в ходе своего визита в Москву пригласил Россию подключиться к созданию ПРО.

Помощник президента Сергей Приходько ранее отметил, что «калибровка этих идей потребует времени, наверное, немалого, но мы бы хотели, чтобы мнение России, как равноправного партнера при оценке угроз, выстраивании каких-то практических шагов учитывалось».

«Доработка российской инициативы продолжается. Она, наверное, будет носить характер предложений к размышлению и к сотрудничеству», — сказал Приходько, добавив, что этими «размышлениями» российская сторона поделились с генсеком НАТО, главами Германии, Франции и США.

В частности, по его словам, Д.Медведев обсуждал идеи, как технологически и политически Россия может подключиться к ПРО совместно с НАТО. «Он поделился некоторыми методологическими идеями со своими коллегами. Они сказали, что надо думать, с порога не отвергли», — сказал помощник президента.

Приходько считает, что при наличии политической воли идея создания совместной системы противоракетной обороны России и НАТО может быть реализована в среднесрочной перспективе.

«Я считаю, что реальна (идея совместной ПРО – прим.). Это совсем простой процесс. Они (НАТО – прим.) хотят создать интегрированную систему ПРО, которая включала бы национальные средства противовоздушной обороны натовских стран», — пояснил Приходько.

По его словам, эта система может включать синхронность работы, передачу сигналов, принятие решений, совместимость средств реагирования.

«Мы готовы встроиться. И это совершенно практический вопрос, реализация которого при наличии политической воли, главным образом, по мнению экспертов, на самом деле не содержит не то что непреодолимых сложностей, а вполне может быть реализована даже не в долгосрочной, а в среднесрочной перспективе», — отметил помощник президента.

Приходько убежден, что речь идет не о глобальной ПРО, «а тактической ПРО ТВД».

Глава МИД РФ Сергей Лавров также не исключил сотрудничество России с НАТО в области ПРО, однако отметил, что европейская система противоракетной обороны не должна нарушать стратегическую стабильность.

В своей статье в журнале «Итоги» Лавров отметил, что «у нас должны быть гарантии того, что при любых обстоятельствах не будет нарушена стратегическая стабильность, не будет действий, которые могут негативно сказаться на законных интересах друг друга».

Он подчеркнул, что Россия готова серьезно изучить идею генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена о создании совместного противоракетного щита для Европы с участием России.

«Хотим понять, как видится архитектура и перспективы развития гипотетической системы ПРО, кем и как она может управляться, какие средства планируется задействовать», — отмечает министр.

Лавров напомнил, что со стороны России была выдвинута инициатива создания «противоракетного «пула» заинтересованных государств».

В тоже время постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что пока нет ясности в том, что представляет собой противоракетная оборона альянса, в связи с чем говорить о формах взаимодействия РФ с этой системой очень сложно.

«Это значит больше уподобляться мечтателям, чем быть реалистами, поэтому я думаю, что никуда Россия, ни к чему чужому, где она не сможет повлиять на архитектуру этой системы, на ее конкретное формирование, на порядок принятия решений, на ее задействование в сложный момент, присоединяться не будет», — сказал Рогозин.

По его словам, «без такого рода возможностей, она как суверенное великое государство в этих системах участвовать не станет».

Он подчеркнул, что «все зависит от кооперабельности самих партнеров». «Если они действительно хотят пригласить Россию во что-то серьезное, то они должны исходить из того, что мы будем задавать сложные вопросы и надеяться на обстоятельные ответы. Если эти ответы нас будут удовлетворять, то тогда сотрудничество получится», — сказал российский постпред при НАТО.

В рамках заседания Совета Россия-НАТО (СРН) планируется подписание ряда документов, касающихся взаимодействия по афганской проблематике, вопросов упрощенного транзита для нужд международных сил содействия безопасности (МССБ) и в обратном направлении из Афганистана, оценок общих вызовов безопасности государствами-членами СРН.

Кроме того, должно быть подписано совместное заявление глав государств и правительств стран — членов Совета Россия-НАТО

Однако, как рассказал Приходько, несмотря на то, что основной массив документа согласован, у ряда стран внутри блока есть заявления и расхождения. «Мы бы хотели, чтобы эта работа над документом была завершена заблаговременно, и выступили совершенно однозначно за его распространение в СМИ», — добавил Приходько.