Запад рискует рассердить Медведева

Президент Дмитрий Медведев 20 ноября примет участие в саммите Россия-НАТО, который пройдет в столице Португалии. Чтобы обеспечить ему «комфортную» обстановку, туда также пригласили президента Грузии Михаила Саакашвили, а Парламентская ассамблея Альянса накануне встречи в Лиссабоне потребовала от Москвы вывести войска из Южной Осетии и Абхазии. Таким образом, Кремлю дают понять, что равным партнером в НАТО его не считают.

Необходимо напомнить события последних дней, предшествовавшие саммиту НАТО в Лиссабоне. Сначала стало известно, что туда же исключительно позитивно настроенный в отношении России нынешней генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен, тем не менее, пригласил Михаила Саакашвили. Грузинский лидер, который по дороге в Лиссабон заехал в Брюссель, где заявил о намерении подачи заявки на вступление его страны в ЕС, радостно заявил также, что приедет на саммит НАТО и рассчитывает там получить чуть ли не приглашение в Альянс.

В то же время, пока разворачивалась история с приглашением в Лиссабон Саакашвили, Парламентская ассамблея НАТО заседала в Варшаве. По итогам очередной сессии парламентарии приняли резолюцию, в которой потребовали от России вывести войска из Абхазии и Южной Осетии. И негативный настрой только подчеркнуло достаточно дипломатичное выступление на сессии ПА НАТО польского премьера Дональда Туска, призвавшего Альянс, среди прочего, к сотрудничеству с Россией.

Наконец, постоянный представитель США при Организации Североатлантического договора Иво Даалдер накануне саммита в газете International Herald Tribune неожиданно фактически опроверг возможность создания некоей общей системы ПРО с Россией, о чем постоянно говорит в последние месяцы генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен. «Когда эта система будет окончательно введена в строй, она обеспечит защиту всех 28 союзников, а также, возможно, других государств, в том числе таких партнеров НАТО, как Россия. Тем самым она открывает возможность взаимодействия с нашими российскими партнерами, которым также угрожает распространение баллистических ракет, — в рамках полномасштабной программы сотрудничества в области противоракетной обороны», — указал Даалдер. При этом он уверяет, что «такое взаимодействие должно снять любые опасения России перед территориальной системой противоракетной обороны НАТО, а также повысить эффективность противоракетного потенциала самой России».

Фактически в ответ на это выступление постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что Кремль не будет безмолвным наблюдателем при реализации в Европе чужого проекта. В то же время, судя по тому, что он же сообщил журналистам о подготовке достаточно широкого круга потенциальных тем и соглашений, за пару дней до приезда в Лиссабон Дмитрия Медведева российская сторона все же не теряет надежды, что саммит для нее сложится удачно.

Правда, не очень ясно, в каких сферах в отношениях с НАТО будет достигнут прогресс. Ведь ранее ставка, очевидно, делалась на сотрудничество в области ПРО в Европе. Теперь же американцы фактически отказываются от такой совместной работы. А президент Польши Бронислав Коморовский говорит, что не будет против, если американские системы противоракетной обороны все же разместят в его стране, хотя Россию это категорически не устраивает.

Что же остается России, помимо ПРО? Это афганский транзит стран НАТО по ее территории, борьба с терроризмом и защита от техногенных катастроф, которую Рогозин назвал в списке возможных сфер сотрудничества. При этом можно с полной уверенностью сказать, что эти темы, может быть, волнуют кого-то в НАТО, США или ЕС, но для России явно не являются приоритетными.

Однако не ехать в Лиссабон Дмитрий Медведев тоже уже не может. Он сделал громкое заявление и от своих слов не откажется, даже несмотря на то, что партнеры из НАТО, похоже, его слегка обманули. Как бы реально ни пошли переговоры в Лиссабоне (ведь шанс на успех есть всегда), Москва будет сохранять хорошую мину даже при самой плохой игре. Ну а волю эмоциям Кремль даст потом, по возвращении Дмитрия Медведева на родину. И на Западе наверняка понимают, что, унизив российского президента бессмысленной поездкой на саммит, они, учитывая заметную эмоциональную составляющую российской политики, могут получить новую «мюнхенскую речь» с критикой НАТО и США. Только теперь уже не от разочаровавшегося в западных партнерах Путина, а от умеренно либерально настроенного Медведева.