Тягныбоку пророчат кресло премьера

Логика Януковича: Тягныбоку — прямая дорога в вице-премьеры Следуя логике президента, назначившего Виктора Балогу министром Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций, теперь заманчивых предложений вправе ожидать другие «победители» местных выборов — Олег Тягныбок и Арсений Яценюк. Первый показал более чем убедительный результат в трёх Галицких областях, а лидер «Фронта Змин» — в родной Черновицкой области.

Должность главы МинЧС оставалась вакантной с июля, когда в отставку был отправлен ещё одни представитель «солнечного Закарпатья» — Нестор Шуфрич. Уже тогда говорили, что как раз Балога — главный претендент на этот министерский пост. Понятно, что парламент за такое назначение не проголосовал бы. Сегодня, после завершения выборов, а главное, вступления в силу Конституции 1996 года, Виктор Янукович воспользовался своими новыми полномочиями назначать министров напрямую, минуя Раду.

Вообще, МинЧС — это яркий пример практики «кадровых шараханий» или игры «в разменную карту». После Нестора недончанина Шуфрича временно исполняющим обязанности министра был назначен ранее занимавший пост первого заместителя министра Владимир Антонец. Но уже 23 июля на это место был назначен Михаил Болотских. И вот теперь «новый-старый рятивнык».

Что получает президент взамен отданного министерского поста? «Лояльность» в Верховной Раде народных депутатов, которые входят в неформальную группу «единоценнтристов». Это Виктор Тополов, Василий Петевка, Леся Оробец, Кирилл Куликов, Игорь Криль, Михаил Полянчич, Оксана Билозир, Иван Плющ и Юрий Бут.

Правда, Леся Оробец уже заявила, что выходит из ЕЦ в знак протеста. Но вряд ли это сильно подкорректирует избранный путь в направлении формирования в парламенте когорты из 300 «стойких парламентских спартанцев». И для этого не потребуется, как это пробует представить «избитый» нардеп от «Самообороны» Юрий Гримчак, пополнять ряды пропрезидентского большинства в парламенте.

Самого большинства после отмены политреформы как понятия и конституционной нормы в Верховной Раде не существует. Достаточным будет выборочное, точечное голосование за те или иные «важные» вопросы. Об этом уже заявил один из сопредседателей «Единого центра», политолог Вадим Карасёв: «В парламенте будет выборочное сотрудничество с ПР. Мы будем поддерживать их экономические проекты. За гуманитарные, «а-ля Табачник», ЕЦ голосовать не будет».

Предстоящая задача, которая призвана подтвердить, стоило ли приобретать «единоцентристов», — это конституционное голосование в поддержку изменений в Конституцию. Сейчас на рассмотрении КС находится законопроект (№7265) с поправками в Основной Закон, предусматривающий продление полномочий ВР, местных советов и их председателей с четырёх до пяти лет. Также этот документ предлагает назначить дату проведения очередных выборов в парламент на 28 октября 2012 г.

Ещё одним дополнительным «вистом», полученным от назначения Виктора Балоги, становится формирование пропрезидентского большинства в Закарпатском облсовете, где смогут сотрудничать получивший на выборах в регионе большинство голосов ЕЦ и Партия регионов, пришедшая к финишу второй.

На этом позитив, похоже, заканчивается. По мнению директора украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилова, «назначение такого человека (Балоги, — ред.) в правительство Украины может быть ошибочным. За счёт этого шага глава государства надеется распространить своё влияние на запад страны, где позиции бывшего руководителя секретариата Ющенко ещё сильны, а ЕЦ пользуется популярностью».

Господин Корнилов верно подмечает те репутационные потери, которые может получить президент взамен тактическому перевесу в парламенте и, возможно, в одной из областей. Озвученное экспертом мнение стоит добавить и конкретизировать. Во-первых, причиной победы ЕЦ в Закарпатье является не столько популярность этой политической силы в регионе, сколько использование на региональном уровне админресурса, выстроенного в прошлые годы, в том числе на сетевом влиянии «своих» бизнес-структур. Вряд ли Виктор Янукович в результате приобретет сильно большую популярность в этой самой западной области страны. Во-вторых, сами результаты местных выборов для ПР демонстрируют, что «репутационные потери» вполне явственно перетекают в потери голосов в базовых регионах.

В отличие от ЕЦ, как раз относительно ВО «Свобода» стоит говорить о популярности в регионах, где Олегом Тягныбоком получена победа. Прямо анекдотически невероятными для этой политической силы оказались результаты выборов в Ивано-Франковский областной совет, где списка ВО «Свобода», поданного в областную ТИК, оказалось недостаточно, чтобы заполнить все полученные по результатам голосования депутатские вакансии. Учитывая победу «свободовцев» в мажоритарных округах области (где баллотировались параллельно списочники, — ред.), список из 30 человек оказался слишком коротким.

Конечно, сегодня с нескрываемым сарказмом можно предлагать президенту назначить Олега Тягныбока, например, на пост министра образования вместо Дмитрия Табачника, а Арсения Яценюка вернуть на место министра иностранных дел. Оба демонстрируют готовность к компромиссам.

Первый говорит, что сотрудничество в советах «будет зависеть от открытости депутатов и от возможности создавать ситуативные союзы с другими политическими силами». А результаты второго в Черновицкой области помогают создать вероятное большинство как раз «регионалами». Не с «Батькивщиной» ведь его создавать?

Хотя и здесь тактика временно может победить стратегию. Вопрос «зачем?» прячется за сиюминутной выгодой. Главное, чтобы не было мнимой «игры в принципиальность», как это сделал сын заместителя председателя Администрации Президента Украины Анны Герман, который подал рапорт об отставке с должности замминистра МЧС после назначения Виктора Балоги.