Проходной двор Службы внешней разведки

Бегство высокопоставленных офицеров российских спецслужб на Запад, да еще с совершенно секретными досье в зубах, создало впечатление — сейчас это не просто, а очень просто. Неужели все закончится «утешительными» словами Владимира Путина — мол, предатели всегда заканчивают плохо?

ФСБ расследует уголовное дело в отношении бывшего сотрудника Службы внешней разведки (СВР) полковника Александра Потеева, «слившего» американцам наших агентов-нелегалов. «Светит» иуде государственная измена (275 статья УК РФ), максимальное наказание по которой — 20 лет тюрьмы.

По сообщению Интерфакса со ссылкой на осведомленный источник (все по правилам конспирации), в СВР по Потееву также ведется внутреннее разбирательство. Процедуры по таким делам обычно носят закрытый характер, и информация может быть обнародована лишь после вступления в законную силу решения суда.

Отметив, что приговор, по всей вероятности, будет заочным, источник напомнил, что в 2002 году Мосгорсуд по той же 275-й статье заочно приговорил к 15 годам лишения свободы сбежавшего в США экс-генерала КГБ Олега Калугина. Став во всех смыслах «штатским», Калугин сейчас особо не прячется, пишет книжки, преподает, а недавно вот выступил в эфире «Эха Москвы» (по телефону, конечно). В общем, на нары не торопится, подавая заразительный пример другим «щербаковым» и «потеевым» (надеюсь, хотя бы эти имена станут нарицательными).

Между тем Интерфакс уполномочен заявить, что получил подтверждения из различных ведомств: именно Александр Потеев сдал американцам наших нелегалов. «Он сбежал из России аккурат за несколько дней до начала июньского визита в Вашингтон президента Дмитрия Медведева и сейчас находится в США»,— сообщил один из «осведомителей». Перед этим под различными предлогами за океан перелетели сначала его дочь, а потом и сын. К тому времени жена Потеева уже имела американскую «прописку». «Эти обстоятельства, сопровождавшие бегство предателя, безусловно, усугубляют грубейший просчет российских спецслужб»,— подчеркнул источник. Что ж, хорошо хоть на четвертые сутки плена Зоркий Сокол понял, что в сарае нет стены…

Другой собеседник отметил: по должностному положению Потеев, бывший одним из начальников американского отдела Управления «С» СВР, непосредственно руководящего тайной агентурой, конечно же, имел доступ практически ко всем Х-файлам. Поэтому ему было КОГО предложить своим новым хозяевам.

Упоминавшийся в прессе полковник Щербаков – тоже один из тех, с кем изначально не стоило идти в разведку, но он сбежал довольно давно и вряд ли имел непосредственное отношение к июньскому провалу российских «штирлицев». К тому же Щербаков не работал в Управлении «С», а был заместителем начальника другого подразделения «К», занимающегося контрразведкой. Конечно, тоже «неплохо», но вряд ли он знал личные дела или какие-либо подробности деятельности нелегалов.

Впрочем, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков высказал мнение: фамилия как таковая в данном контексте значения не имеет, главное — это сам факт предательства.

Обнаружение в рядах СВР сразу нескольких «оборотней» свидетельствует о том, что июньский шпионский скандал мог стать результатом комплексного сбоя в работе этой спецслужбы, полагают наблюдатели. Не исключено, по итогам ведущегося сейчас расследования российским руководством могут быть приняты как кадровые, так и структурные решения по реформе СВР. Пока же из-за кремлевской стены донеслось: «Мы знаем, кто он и где он (про Потеева)… Можете не сомневаться — Меркадера за ним уже послали». (Рамон Меркадер — агент НКВД, в 1940 году в Мексике убивший Льва Троцкого ударом ледоруба по голове.) Ой ли?