«Новая газета»: японцев разыграли?

Похоже, японцев элементарно разыграли: резко обострили отношения, чтобы они брали Шикотан и Хабомаи, пока дают.

Обострение отношений с Японией в результате трехчасового залета Дмитрия Медведева на южнокурильский Кунашир, откуда в хорошую погоду видно соседний Хоккайдо, оказалось временным и внешне малопонятным. В Токио придумали, что это часть подготовки к президентским выборам 2012 года, что Медведев соревнуется с Владимиром Путиным, кто лучше отстаивает территориальную целостность РФ, чтобы завоевать голоса избирателей. Но эта теория, основанная на политической реальности западного мира, предполагает нелепицу: что Путин с Медведевым вынесут решение по поводу того, кто в стране главный, на свободные выборы и будут потом терпеливо ждать, чего там люди решат наедине с урной в кабинке.

Также сомнительны утверждения, что контроль над Южными Курилами надо устанавливать любой ценой ради сохранения прав на рыбные богатства, из-за потенциальных запасов нефти и газа, ради недопущения прецедента пересмотра границ, установленных в результате Второй мировой. Нефть и газ неизвестно, есть ли, а разрабатывать без согласия Японии в спорных водах все равно не выйдет. В Ялте в 1945-м Рузвельт с Черчиллем отдали Сталину пол-Европы и Курилы в придачу, но ялтинская система рухнула, от прежних границ и сфер влияния остались только старые карты. Кстати, в самый разгар нынешнего кризиса, когда 3 ноября японский посол Масахара Коно уехал в Токио «для консультаций», источник в нашем МИДе подтвердил, что Россия согласна в соответствии с советско-японской декларацией 1956 года отдать южнокурильский остров Шикотан, а также островки Хабомаи после подписания мирного договора. То есть и по рыбе Москва согласна на компромисс, ведь главная путина традиционно у Шикотана, и пересмотр послевоенных границ все же возможен, только Токио требует еще и Кунашир с Итурупом, и именно это коренная проблема, причем не связанная напрямую с Японией.

Реальная морская компонента ядерных стратегических сил сдерживания РФ состоит сегодня из 11 старых ракетных подводных стратегических крейсеров: 5 совсем старых проекта 667 БДР (Delta-3) и 6 — поновее, проекта 667 БРДМ (Delta-4). Все подлодки Delta-4 и одна Delta-3 базируются на Кольском полуострове и патрулируют в акватории Баренцева моря. Остальные 4 подлодки проекта 667 БДР базируются на Камчатке в Вилючинске. Подлодки Delta-4 прошли модернизацию и могут остаться на службе до 18-го года или дольше. Все Delta-3 должны быть списаны в ближайшие несколько лет.

В 90-е годы в Минобороны планировали из экономии, а также из-за резкого сокращения ВМФ не распылять остаток сил и сохранить только один район базирования ядерного стратегического флота — на Кольском полуострове. Но теперь в Вилючинске строят инфраструктуру, чтобы принять «Юрия Долгорукого» — первую из нового класса стратегических подлодок «Борей» с ракетой «Булава». До 20-го года планируют построить в Северодвинске еще 8 «Бореев» и направить их на Камчатку.

«Булава» должна преодолевать любые существующие и перспективные системы ПРО, то есть предназначена сдерживать именно США. Между тем у российского военного начальства серьезные сомнения в том, что сократившиеся и стремительно устаревающие воздушные, морские и подводные силы общего назначения смогут прикрыть в Баренцевом море новые «Бореи» от противолодочных сил США и НАТО. Запланировано строительство новых кораблей (включая авианосцы) для охраны зоны развертывания стратегических подлодок. Но пока существенно ускорить судостроительные программы не удается, и еще Черноморский флот срочно требует немалых подкреплений. Остается только Охотское море, куда из Вилючинска ходят на боевое патрулирование стратегические подлодки.

Охотское море отделено от Японского Сахалином и от Тихого океана — Курильской грядой. Пока Россия контролирует острова, проливы можно заминировать, там заранее развернуты антенны дальней подводной акустической локации, и можно надеяться, что американские многоцелевые подлодки туда незамеченными не пройдут, тогда как в Баренцево море они ходят как к себе домой. Потому новые «Бореи» отправляют на Камчатку. В случае уступки или демилитаризации Кунашира с Итурупом Охотское море из убежища превратится в ловушку для новейших стратегических подводных крейсеров. Станет совершенно бессмысленной нынешняя стратегия строительства сначала новых «Бореев», на что уже истрачены сотни миллиардов, и только потом — наращивание сил их охранения. Пока Россия продолжает строить оборону и ядерное сдерживание, полагая США главной целью и «вероятным противником», отдавать Кунашир с Итурупом никак нельзя, и рыба с икрой тут ни при чем.

В то же время России нужны японские инвестиции, чтобы в Сибири и на Дальнем Востоке не оказаться в полной зависимости от Китая. Нужны и передовые японские технологии. Потому Москва готова отдать Шикотан с Хабомаи — это Малая Курильская гряда, лежащая к востоку от основной, и Охотское море она не запирает. Так ради улучшения отношений Путин отдал Китаю спорные острова по Амуру и Уссури.

Похоже, японцев элементарно разыграли: сначала резко обострили отношения, чтобы потом навязать желанный компромисс. Чтобы брали Шикотан с Хабомаи, пока дают. Японцы в определенной мере поддались: посол Коно быстро вернулся в Москву, Медведев послал в Токио примирительное послание и успешно встретился с премьером Наото Каном в Иокагаме. Стороны договорились развивать дружественные отношения на основе «доверительного диалога». Но история не окончена, японцев будут дожимать, очевидно, тем же методом кнута и пряника.