Аниматоры приходят на смену Бжезинскому

Галерею негативных образов русских – бандитов, проституток, олигархов, агентов KGB – в Британии пополнил мультипликационный мангуст-полководец по фамилии Орлов.

По словам разработчиков проекта этот анимационный персонаж стал безумно популярен среди подрастающего поколения британцев. Российское телевидение также показало юных афро-англичан, фанатеющих от Орлова. Принципиально важным является здесь то, что в образе животного впервые был представлен русский полководец. Пусть и вымышленный, но с говорящей фамилией и вполне реалистичным мундиром XIX века, Орлов олицетворяет одновременно и старую, дореволюционную, и современную Россию с её двухглавым орлом. Тем самым через подмену образов наносится удар по дорыночному, архитипическому сознанию россиян, по базовым константам национальной идентичности. Ведь все упомянутые негативные черты имиджа наших соотечественников в Британии суть производное от современной рыночной системы. В отличие от вечных ценностей – мундиров победителей над Наполеоном и герба Византии, перешедшего к «Третьему Риму». Вот к ним-то, а также к другим российским историческим символам и персонам тянутся потные ручонки английских аниматоров.

На мультике об Орлове еще раз была обкатана технология подачи мировой, в том числе и российской, истории для западных школьников. Карикатуризация, десакрализация базовых символов геополитических конкурентов будет нарастать и дальше – будь то «Красная империя», мусульмане, Уго Чавес или кто-то ещё. СССР, при всех его недостатках, никогда не крушил культурно-исторический фундамент соперников, их языковое и католическо-протестантское наследие. Не подвергал сомнению их суверенное право выбирать форму правления. И это дает нам основания требовать аналогичного отношения к нашей политической системе, истории и культуре со стороны Великобритании и её «хозяйствующих субъектов» от мультипликации.

По логике, следующей мишенью аниматоров может стать священная для россиян тема Великой Отечественной войны – одна из немногих оставшихся скреп всего постсоветского пространства. Похожий проект уже реализовали в ходе скандала с датскими карикатурами на почитаемого в исламе пророка. Несмотря на протесты мусульман, Европа и авторы скандального проекта тогда не понесли существенного урона. А сегодня об этом факте почти не упоминается. Не имея возможности приравнять сталинизм к германскому фашизму, тем самым лишив нас исторической памяти, западные политики и пиарщики попытаются достигнуть своих целей через игровые формы. Что особенно быстро впитывается в подкорку детского головного мозга. И раз Россия не желает – причем, вполне обоснованно – отделять Сталина от символов Победы, то проблему следует перевести в карикатурно-анимационный формат. Это уже имело место в отношении дочери последнего российского Императора Анастасии Романовой. Трагическая судьба этой девушки была положена в основу пошлых романов и телефильма 1956 года. А потом стала сюжетом – да, да! – мультипликационного фильма «Анастасия», срежиссированного Доном Блатом и Гэри Голдманом в американской Fox Animation Studios.

В том, что главный герой Орлов изображен в мультипликационном образе животного, нет ничего нового или необычного. Ещё лет 25 назад советские школьники толпами ходили в кинотеатры смотреть приключения венгерского лисёнка Вука, которые легко проецировались на отношения между людьми. Хитрый, сильный, харизматичный Вук тогда вышел за рамки мультипликационного формата. Настоящими народными любимцами в нашей страны можно считать героев советского мультфильма «Маугли», а фразы оттуда, как и имена героев-животных, ушли в народ и стали нарицательными. Там, кстати, тоже разворачиваются баталии с участием гордых волков и рыжих собак. Уж не оттуда ли англичане частично позаимствовали сюжет мультика об Орлове? Да, наследие Киплинга принадлежит Великобритании. Но кто б знал его героев, не воплоти их на экране гениальные советские художники-мультипликаторы? Имя Киплинга как автора слов хита о мохнатом шмеле уже только поэтому не будет забыто в России.

Советские фильмы, изображавшие англичан, всегда отличались корректностью и популяризировали Англию в глазах миллионов граждан. В золотой фонд отечественного кинематографа вошли фильмы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, снятые, кстати, в самый разгар «холодной войны». В худшем случае англичане изображались в фильмах как достойный соперник, но обаяние «англичанства» все равно было сильнее. Однако у Лондона времен Тэтчер не хватило мужества снять подобный сериал о России и русских без гротеска и сатиры. Не ошибусь, если скажу, что таких фильмов о России нет даже сейчас. Даже спустя 20 лет после формального завершения противостояния Систем. Возникает резонный вопрос – а кто все-таки более заинтересован в «железном занавесе»? И по чьим лекалам он был сшит? Думаю, ответ ясен.

На первый взгляд, Орлов – тоже герой и победитель. Но основным отличием венгерского и советского мультиков от современного британского является обозначение этнической и социальной принадлежности главного героя. Налицо явная примитивизация социального статуса русского полководца, пусть даже вымышленного. Конечно, следует учитывать падение уровня британского начального и среднего образования. Но если стоит задача показать молодым британцам героическую российскую историю, то следует отложить комиксы и закупить у России десятка два исторических и документальных фильмов. Но вот как раз этого мозговые центры Её Величества опасаются сильнее всего. Показать молодым англичанам нашу войну за Свободу и Независимость 1941-45 гг. и сегодня, в начале XXI века крайне затруднительно. Российско-советские исторические телефильмы как не пускают на «открытое» западное телевидение, так и не пустят, и не надо испытывать иллюзий по этому поводу.

От разговора о мультфильмах и комиксах, которые пока не воспринимаются всерьёз, можно перейти к более серьезным темам. Например, к вбросу информации о загадочном запуске американских ракет. Вообще-то, их было два. И оба несанкционированные. Мир и Россия почти не отреагировали на это, что даёт повод запустить реальную ракету уже по какой-нибудь из целей. Параллельно этому тестированию боеготовности, назревает более серьезная информационная кампания против России и дружественных нам центрально-азиатских режимов, что, видимо, станет основным занятием «ястребов» после ухода войск НАТО из Ирака и Афганистана. Тонны компромата, вылившиеся на НАТО со скандально известного Интернет-ресурса Wikileaks, ободрили сторонников «перезагрузки» – наконец-то американская военщина, известная всему свету, будет призвана к ответу, Обама решился выдавить остатки «ястребов» из своей Администрации. Но хотелось бы напомнить, что в оригинале слово «переЗАгрузка» звучит иначе: буквы «за» на кнопочке Хиллари Клинтон отсутствовали. А вот «против» кого будет направлен новый информационный удар, догадаться нетрудно. Собственно, это и не скрывается.

Портал, специализирующийся на распространении засекреченной информации, планирует собрать и опубликовать закрытые материалы о России и Китае. По словам разработчиков Wikileaks, «российские читатели узнают много нового о своей стране». Вот тут внимательно следите за руками. Раньше, лет 20-30 назад, Запад предпочитал больше говорить о своей стране, рекламировать свои достижения народного хозяйства. Их джинсы, кока-кола и прочие атрибуты материальной культуры когда-то протаранили самые мощные в мире советские стены. Но после крушения геополитического соперника, казалось бы, рациональный западный политический класс повел себя крайне эмоционально. Западные политики и пиарщики сделали фатальную ошибку, попытавшись выбить из под ног русских их фундаментальные идеологическо-религиозные основы. Запад перестал говорить о своих шмотках и переключился на рекламу ценностей «открытого общества», что в корне изменило отношение русских к Штатам. И ещё недавно относительно сытое, невоцерковленное, нацеленное на потребительство советское общество, вдруг моментально проснулось. То, как вашингтонские политтехнологи попытались было «перезагрузить» ментальный код российского народа, говорит об их невысоком профессионализме. Это конечно, вовсе не перечеркивает их высочайшего класса в работе с некоторыми представителями советских и российских элит.

… В заголовке я упомянул имя Бжезинского. Не мог не упомянуть, так как его имя есть бренд, синоним успешной информационной войны. Неужели сегодня этот «бодрый старик», «гигант мысли» решил больше не заниматься раскрашиванием и нарезанием географических карт? В ходе своего недавнего визита в Москву он вообще отбросил враждебный тон, сделав ряд примирительных, хотя и двусмысленных заявлений. Но в 80 лет люди редко меняются. Значит, ошибки информационных антироссийских кампаний начала 1990-х учтены.