В Иране задумались о пересмотре итогов русско-персидских войн

Крайне любопытная информация появилась в иранских портале Tabnak, принадлежащем бывшему главе Корпуса стражей Исламской революции Ирана Мохсину Резаи:

«Все прикаспийские страны враждебно настроены против Ирана. По заключенным между Ираном и СССР от 1921 и 1940 годов соглашениям, половина этого моря принадлежит Исламской Республике Иран, и после развала Советского Союза эти соглашения не должны быть изменены. Если прибрежные страны не признают эти соглашения, то Иран должен предъявить территориальные претензии Азербайджану, невзирая на Туркменчайский и Гюлистанские мирные договоры (договоры между Россией и Персией от 1813 и 1828 годов), по которым северная часть Азербайджана отошла Российской империи, а южная — Персии».

Нынешнюю внешнеполитическую ситуацию вряд ли можно назвать спокойной для Ирана. Вопрос об американском или израильском ударе по иранским атомным объектам остается открытым. Кажется более неподходящее время для размышлений о ревизии итогов русско-персидских войн позапрошлого столетия нарочно не придумаешь. Какой там Гюлистанский мир, если на АЭС в Бушере в любой момент авианалет может быть произведен?

Все дело в нерешенности, с иранской точки зрения, вопроса о морских границах на Каспии. Действительно, в соглашениях, заключенных между Советским Союзом и Ираном в 1920 и 1941 годах Каспийское море называется «общим ирано-советским морем», которое делили «на двоих». Но после распада Советского Союза в 1991 году и появления на берегах Каспийского моря трех новых государств — Азербайджана, Туркмении и Казахстана заявивших свои претензии на Каспий, вопрос правового режима Каспийского моря потерял свою былую ясность. Теперь море нужно делить «на пятерых». А возможность добычи газа в Каспийском море и строительства газопроводов делают этот вопрос особенно значимым и с экономической, и с политической точки зрения. Тегеран претендует на 50% Каспия, что неприемлемо, в первую очередь, для Азербайджана: в таком случае территориальные воды Ирана достигнут Бакинской бухты. Отметим, что такая трактовка вряд ли устраивает и Туркмению, осваивающую газовые месторождения на Каспии. Но главное в том, что проблема статуса Каспийского моря при таком подходе Ирана является гибельной для европейского газового проекта NABUCCO.

Саммит прикаспийских стран, на котором Иран может напомнить о своих претензиях, намечен на 18 ноября текущего года. В нем примет участие и президент России Дмитрий Медведев. Третий каспийский саммит пройдет с участием глав пяти прикаспийских государств — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. Главной целью саммита станет обсуждение Конвенции по определению правового статуса Каспия. Россия по этому вопросу готова к компромиссам, готова признать необходимость наличия национального территориального пояса, но с учетом того, что свобода судоходства не должна подвергаться сомнению, как это и предусмотрено международным правом.

Уже появились пессимистические прогнозы о том, что саммит завершит свою работу ничем, так как Тегеран не желает идти ни на какие компромиссы. Каспий сейчас слишком важен для Ирана.

Раньше Иран не проводил на Каспии активной политики, в том числе и в энергетической сфере. Приоритет отдавался нефтяным и газовым богатствам Персидского залива, добычу которых осуществлять значительно легче, чем в Каспийском море, имеющем у берегов Ирана большую глубину. Однако так как санкции США и ООН оказывают на Иран все возрастающее давление, Тегеран обращает свой взор на Каспий, стремясь развивать там торговлю и привлекать туда инвестиции, обещая потенциальным партнерам выгодные соглашения о разделе продукции.