Дежурные аксакалы в Туркмении и Казахстане

В очередной раз прозвучало предложение провозгласить президента Туркменистана пожизненным президентом. С такими заявлениями выступают и в Казахстане. В обеих странах эти идеи озвучивают аксакалы.

ОЧАГ ДИКТАТОРСТВ

Туркменистан, утверждает базирующаяся в США правозащитная организация «Фридом Хаус», является одной из диктаторских стран мира. Американский фонд «Херитидж фаундейшн» отвел Туркменистану 171-е место по уровню экономических свобод среди 183 государств мира (Казахстану – 82-е место).

В рейтинге прозрачности управления природными ресурсами, составленном американским институтом «Ревеню Уотч институт» и организацией «Tрaнспаренси Интернэшнл», Туркменистан занимает последнее место среди 41 страны (Казахстан – седьмое).

По индексу уровня коррупции, составленному организацией «Tрaнспаренси Интернэшнл», Туркменистан находится на 172-м месте из 178 стран (Казахстан – на 105-м).

«Правительство контролирует большую часть экономики и ограничивает иностранное участие в некоторых секторах экономики… выбирает своих инвестиционных партнеров, при этом личный контакт с высоким политическим чиновником является лучшим гарантом… правовая система не обеспечивает эффективного соблюдения контрактных обязательств и прав собственности», – пишется в докладе фонда «Херитидж фаундейшн» о Туркменистане.

В то же время население этой страны продолжает считаться одним из бедных: по уровню жизни Туркменистан занимает 109-е место.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

В начале 1990-х годов тогдашний президент страны Сапармурат Ниязов принял постановление «О бесплатном потреблении населением Туркменистана электроэнергии, газа и воды». С тех пор по миру пошла гулять «сказка о туркменском рае». Лимит бесплатно отпускаемой электроэнергии на человека в месяц установили в 25 килловат-часов, природного газа – 50 кубических метров, (сжиженного – один баллон на семью), воды – 250 литров в сутки. Причем было запрещено использовать электроэнергию для отопления, а воду для полива.

За потребление сверх отпущенного лимита население обязано производить оплату по тарифу. Но механизма, который бы выявлял данное нарушение, не продумали. Была также введена бесплатная норма отпуска соли – 400 грамм на одного человека в месяц. В мечетях на одного усопшего для захоронения по мусульманскому обычаю «положили» соответствующий метраж ткани бязи.

С приходом к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова «запустили» бесплатную выдачу талонов на 720 литров бензина для легковых машин на полгода, из которых 540 литров бензина марки А-95, 180 литров – А-92. Микроавтобусам типа «Газель» вместимостью 15 человек на полгода положено 1 200 литров бензина, из которых 900 литров – марки А-95, 300 литров – А-92. Для грузовых машин на полгода выдается 1 200 литров бензина марки А-80 либо дизельного топлива.

В НЕЗАВИСИМОЙ ПУСТЫНЕ БЕЗ ВОДЫ

На заре независимости «дары государства» рассматривались туркменами положительно – как меры по социальной поддержке населения в условиях перехода к рыночным отношениям. В настоящее время не все туркмены одобряют подобную «заботу». Во-первых, часть социальной помощи распространяется на всех без исключения граждан, будь то богатый или бедный, работающий или безработный. Что уже само по себе ставит граждан в неравное социальное положение.

Во-вторых, другая часть «социалки» поставила в неравное положение автовладельцев и обычных граждан. Не имеющий транспорта, по сути, лишался своей «доли от пирога». Лучше бы государство занялось проблемой безработицы, хотя бы для начала поставило на учет неработающих, ввело нормы прожиточного минимума и исходя из этого оказывало бы адресную социальную помощь, считают туркменские экономисты.

В-третьих, даже в столице нередко вода подается по графику, плохого качества, местами мутновато-желтого цвета. В жаркий период (в стране 300 солнечных дней в году) наблюдается настоящий кошмар – вода становится дефицитом. Какая там норма – воды не хватает катастрофически, причем в сельской местности она повсеместно не отвечает санитарным нормам.

ИСТОЧНИК ОТМЫВАНИЯ КАПИТАЛА

Туркменские богатства надежно спрятаны не только от американских сенаторов, конгрессменов и европейских чиновников, но и от самих туркменистанцев. Простому смертному неведомо, сколько ресурсов и куда продается, сколько покупается. И почему-то вместо того чтобы направить колоссальную прибыль от продажи нефти, газа, хлопка и другого сырья на социальные нужды, повсюду строятся фонтаны, нескончаемые отели и различные высотки мегабалансовой стоимости.

Несмотря на пустующие суперотели, недавно в Ашгабате открыли очередной отель – «Огузкент» – на 299 номеров, стоимостью 270 миллионов евро. На «детище» Бердымухамедова, первую очередь курортного комплекса «Аваза» у Каспийского моря, намечено потратить 1,5 миллиарда долларов.

В сентябре этого года Бердымухамедов подписал постановление о строительстве в Ашгабате первой очереди Олимпийского городка. На эти цели выделено около двух миллиардов долларов. В комплекс войдет много спортивных сооружений, в том числе для загадочного для пустынь вида спорта – хоккея.

Конечно, можно радоваться решению властей. Однако государство не желает тратить средства на подготовку спортсменов. Так, со дня независимости ни один туркменский спортсмен не стал призером ни по одному виду спорта, входящему в олимпийскую программу. Наверное, выгоднее строить, а не готовить кадры? А многомиллиардные вложения в курортный комплекс «Аваза» в закрытой стране, куда не всякий турист попадет?

Подобные необоснованные решения рассматриваются зарубежными экспертами как источник отмывания капитала. Многочисленность «проектов века», единоличное распоряжение президентом финансовыми ресурсами страны шокируют западных экспертов. Одним из условий покупки туркменского газа Европейский союз выдвигает необходимость зачислять финансовых средств в бюджет государства и направлять их на нужды населения, а не на укрепление диктатуры.

ОБМАНУТЫЕ АКСАКАЛЫ

В свое время Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) выстроил свою вертикаль власти. Сначала через депутатов Верховного совета он засекретил все валютные поступления от экспорта продукции. Принял новую Конституцию, согласно которой президент Туркменистана стал «главой государства, исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана», выступал «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений». Была введена новая структура Халк маслахаты (Народный совет) – высший представительный орган народной власти страны. То есть фактически был нивелирован парламент.

С этого момента «яшули», или аксакалы, стали проводниками идеологии туркменского авторитаризма. Через данный орган власти проводили официальное оформление абсурдных решений и постановлений. Долгие годы глашатаем властей, наряду с вице-премьерами правительства, были аксакалы Онжук Мусаев, Мурадберды Сопыев, Мурад Каррыев, Садулла Розметов – архитекторы культа личности Туркменбаши.

Надо было видеть как «яшули» публично изощрялись всякий раз, желая понравиться первому лицу страны. Они же – активнейшие инициаторы провозглашения в 1999 году Сапармурата Ниязова пожизненным президентом. После этого беспрецедентного на тот момент факта Сапармуратом Ниязовым была запущена машина репрессий, не пощадившая ни аксакалов, ни вице-премьеров. Апофеозом совета старейшин стало совещание Халк маслахаты 2002 года, своеобразная сталинско–бериевская «охота на ведьм».

Со временем некоторые из аксакалов покинули арену. Так, Герои Туркменистана С. Велиев и Г. Ахмедов находятся в тюрьмах. Герои Садулла Розметов и Мурадберды Сопыев «ушли» на пенсию, причем в фермерском объединении последнего силовые органы «разоблачили банду из девяти человек и конфисковали более 230 килограммов опия». Шестеро из них в течение пяти лет свободно занимались наркобизнесом в крупных размерах, сообщило туркменское Радио Азатлык.

Бывший бессменный руководитель единственной в стране партии Онжук Мусаев также находится в тюрьме.

В конце октября этого года на торжественном заседании, посвященном Дню независимости, все тот же аксакал Мурад Каррыев предложил провозгласить 53-летнего президента Гурбангулы Бердымухамедова пожизненным. В свое время Фридрих Гегель сказал: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса».

В Казахстане предложения наделить президента Нурсултана Назарбаева полномочиями пожизненного президента также исходили от двух аксакалов. Вначале эту идею озвучил актюбинский профессор Закратдин Байдосов, потом ее подхватил директор школы в Атырау Хамса Габдуллин. Они оба считают, что лучше президента в Казахстане не будет.

Нурсултан Назарбаев возглавляет Казахстан более 20 лет с того дня, когда заступил на должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Его очередной срок полномочий в качестве президента истекает в 2012 году. Назарбаев уже наделен юридическим правом баллотироваться в президенты неограниченное количество раз.