«Дело Бута»: Америка становится мировым судьей

Власти США в очередной раз доказали, что рассматривают «перезагрузку» отношений с Россией исключительно как «улицу с односторонним движением». И не готовы хотя бы на йоту поступиться своими интересами и амбициями мирового гегемона ради перезагрузочного процесса, который, похоже, уже полностью перешел в плоскость чистого мифотворчества.

Сегодня стало известно, что задержанный два года назад властями Таиланда гражданин России Виктор Бут, в отношении которого американское «правосудие» выдвинуло обвинение в незаконной поставке оружия колумбийской группировке ФАРК (причисленной Вашингтоном к разряду террористических), чартерным рейсом из военного аэропорта в Бангкоке экстрадирован в США.

Решение выдать нашего соотечественника на растерзание американскому «правосудию» (напомним, что в США во многих штатах до сих пор не отменена смертная казнь, а средневековые методы выбивания показаний из подозреваемых в Гуантанамо и прочих американских тюрьмах «концлагерного типа» подвергаются осуждению даже американскими сателлитами в Европе) выглядит тем более вызывающе, если учитывать, что Бангкок осуществил эту акцию вопреки двум решениям уголовного суда Таиланда, который признал вину Бута недоказанной. И это при том, что российские власти многократно ходатайствовали за своего гражданина, настаивая на возвращении Виктора Бута на родину для того, чтобы расследовать инкриминируемые ему преступления.

Реакция МИД РФ на очередной «перезагрузочный плевок» со стороны США можно назвать адекватной, хотя и, пожалуй, слишком дипломатически сдержанной. Представители российского внешнеполитического ведомства подчеркивают, что у них не вызывает сомнения, что «противоправная экстрадиция Виктора Бута – следствие беспрецедентного политического давления, оказанного США на правительство и судебные власти Таиланда». «Все это может быть охарактеризовано не иначе, как вмешательство в осуществление правосудия, и ставит под вопрос независимость таиландской судебной системы и принимаемых таиландскими властями решений»,— заявляют в МИД.

В свою очередь, глава российской дипломатии Сергей Лавров, как передает ПРАЙМ-ТАСС, назвал решение таиландских властей примером «вопиющей судебной несправедливости».

Решение таиландских властей об экстрадиции Виктора Бута в США комментирует заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Андрей Климов:

— Я расцениваю этот шаг таиландских властей как акцию, далекую от международного права и общего понимания справедливости. То же самое касается действий американских властей, которые это все затеяли.

Теперь о том, что меня не устраивает как гражданина РФ. Виновен Бут или нет, я не знаю. Но я знаю, что гражданин РФ поехал в отпуск за границу как турист. Он приезжает в Таиланд, где его арестовывают по мандату, который почему-то выдан в США. Хотя никаких доказательств его виновности в делах, которые происходят на территории США, насколько мне известно, не существует. Потом его довольно долго держат в тюрьме. Не потому, что он нарушил какие-либо законы в стране, где был арестован, а потому, что американцам кажется, что он где-то что-то нарушил. После чего и вовсе выдают Америке. А не, заметьте, России, откуда он приехал и гражданином которой является. Причем все это делают против его воли.

Скорее всего, теперь его будут преследовать в США за то, что он не делал на территории США. Отсюда возникает опасный прецедент. Поясню, в чем он состоит. Получается, что любое государство на Земле, ссылаясь на такой опыт, может теперь схватить гражданина любой другой страны, вывезти с ее территории к себе, судить и наказывать как угодно. Между прочим, в Америке существует смертная казнь. В то время как в России установлен мораторий на нее.

В этом смысле то, что они творили в Гуантанамо, ничем не отличается от этого случая. Ведь что такое практика Гуантанамо? Американским властям кажется, что тот или иной человек является террористом, они его хватают, держат без суда и следствия, пытают. Причем делают все это даже не на своей собственной территории.

На мой взгляд, в данном случае мы имеем дело с попранием основных принципов международного права.