Что Медведев думает об Израиле

Что президент России говорит об Израиле, двусторонних отношениях и о роли этой страны в регионе. Когда он уже бывал на Святой земле и кто первым пригласил его сюда в качестве президента. Какие он знает слова на иврите, и сколько раз встречался с израильскими руководителями…

Как сообщил порталу IzRus в понедельник вечером информированный источник в российском дипломатическом ведомстве, на 17 января 2011 года запланирован визит Дмитрия Медведева в Израиль. Спустя несколько часов после публикации этого сообщения, данную информацию подтвердил один из высокопоставленных сотрудников израильского министерства иностранных дел. Он отметил, что, по оценке официального Иерусалима, предстоящий визит российского президента станет одним из главных событий за 20 лет дипотношений двух стран.

Дмитрий Медведев бывал в Израиле еще до того, как занял нынешнюю должность. В октябре 2008 года он заявил на встрече с тогдашним премьером Эхудом Ольмертом, что «давно не был в Иерусалиме». Именно Ольмерт на той же встрече впервые пригласил российского президента посетить Израиль. Позже, в августе 2009 года, аналогичное приглашение прозвучало из уст президента Шимона Переса. А в апреле текущего года газета «Маарив» сообщила о частной поездке на Святую землю супруги главы Российского государства Светланы Медведевой.

Я общался с Дмитрием Медведевым на иврите — он использовал в своей речи такие слова, как «беседер», «шалом», «тода раба», — рассказал Биньямин Нетаниягу после февральской встречи с российским президентом. В общей же сложности с момента вступления в нынешнюю должность Медведев 14 раз общался с израильскими руководителями: 6 раз то были личные встречи, и еще 8 — телефонные разговоры.

Поскольку в ближайшие два месяца предстоящий визит Медведева наверняка будет самой обсуждаемой темой в контексте двусторонних отношений, портал IzRus уже сейчас подготовил подборку высказываний российского президента, позволяющую составить представление о его восприятии Израиля.

Медведев об Израиле

«За эти годы Израиль не только добился серьёзных политических результатов, но и продемонстрировал передовые экономические, научные и культурные достижения».
Из поздравительного послания президенту Шимону Пересу и премьер-министру Эхуду Ольмерту по случаю 60-й годовщины провозглашения независимости Израиля, 8 мая 2008 г.

«Для нас, конечно, небезразлично, как обстоят дела в Израиле — государстве, где живёт значительное число наших бывших соотечественников. И от такого ключевого игрока на Ближнем Востоке, как Израиль, конечно, очень многое зависит».
Из выступления на встрече с главой МИД Израиля Авигдором Либерманом, 2 июня 2009 г

«Израиль является близким нам государством, в том числе, конечно, и потому, что в Израиле живет очень значительное число выходцев из нашей страны, которые говорят на русском языке».
Из заявления для прессы по итогам переговоров с Шимоном Пересом, 18 августа 2009 г.

«Если говорить о тех гражданах Израиля, которые говорят на русском языке, мы их считаем очень близкими нам людьми. Мы хотели бы развития контактов и в целом с Израилем, безусловно, и с той частью израильского населения, которое считает русский язык, наряду с ивритом и некоторыми другими языками, для себя родным. Мы хотели бы, чтобы средства массовой информации, которые издаются в Израиле, были бы в том числе и русскоязычными. Считаем, что это одна из очень хороших возможностей для развития межгосударственных и межчеловеческих отношений. Поэтому мы всячески готовы помогать этому процессу. Я считаю, это было бы хорошо… Израиль — это «постсоветская» территория, с этим я не могу спорить».
Из выступления на Форуме европейских и азиатских медиа, 9 декабря 2009 г.

Двусторонние отношения

«Что касается наших двусторонних связей, то здесь есть и крепкая экономическая основа, надеюсь, она будет развиваться и дальше, есть и хорошие гуманитарные проекты…».
Из выступления на встрече с премьер-министром Эхудом Ольмертом, 7 октября 2008 г.

«… Именно по такому вопросу, как сотрудничество в аграрной сфере, у наших стран есть очень большой потенциал, и, конечно, для развития полноценных двусторонних партнёрских отношений между Россией и Израилем важны все компоненты. Поэтому нужно всячески поощрять деловые связи, контакты между бизнесом».
Из заявления для прессы по итогам переговоров с президентом Шимоном Пересом, 18 августа 2009 г.

«Израиль для нас не какой-то обычный партнёр, а государство, с которым нас связывают и многолетние отношения, и особая природа, структура и состав населения».
Из выступления на встрече с премьер-министром Биньямином Нетаниягу, 15 февраля 2010 г.

Израиль в региональном контексте

«Необходимо положить конец оккупации арабских земель, прийти к созданию суверенного и жизнеспособного палестинского государства, которое существовало бы в мире и безопасности с Израилем».
Из приветственного послания участникам совещания стран — членов Лиги арабских государств, 30 марта 2009 г.

«Мы хорошо понимаем и то, что ключом к общей нормализации на Ближнем Востоке остается палестинская проблема, прекращение оккупации палестинских и других арабских земель. Очевидно, что обеспечить прочную безопасность на Ближнем Востоке можно только на основе урегулирования, причём справедливого и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта. Непременным результатом такого урегулирования должно стать создание независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, сосуществующего в мире и безопасности со всеми странами региона, разумеется, и с Израилем. Должно быть также найдено справедливое решение проблемы палестинских беженцев».
Из выступления на встрече с постоянными представителями стран — членов Лиги арабских государств, 23 июня 2009 г.

«… Израиль является ключевым участником всех переговоров и всех контактов, которые существуют на Ближнем Востоке».
Из заявления для прессы по итогам переговоров с президентом Шимоном Пересом, 18 августа 2009 г.

«Наша задача заключается не в том, чтобы укреплять Иран и ослаблять Израиль или наоборот, а наша задача заключается в том, чтобы на Ближнем Востоке была нормальная, спокойная ситуация. Вот в чём задача, мне кажется, должна быть… Конечно, Иран не должен заявлять такие вещи, которые он заявлял, например, в отношении Израиля, когда было сказано, что он не признаёт существование этого государства. Это неприемлемо в современном мире, неприемлемо в современной системе международных отношений. Вот об этом нужно задуматься Ирану».

Из интервью телекомпании CNN, 20 сентября 2009 г.

«У меня в целом хорошие отношения и с президентом, и с премьер-министром Израиля, но они самостоятельные люди. И я бы сказал, что по многим вопросам они занимают очень упёртую позицию, жёсткую. И, кстати, Соединенные Штаты в этом убедились некоторое время назад… по поселениям, позиция Израиля не изменилась даже после открытого и откровенного общения с ними американцев».
Из интервью американскому телеканалу ABC-News, 12 апреля 2010 г.

«… Роль России мы видим с двух сторон. Это, с одной стороны, усилия России, которые, разумеется, уже предпринимаются, направленные на то, чтобы убедить израильское руководство, которое до сих пор пока еще не является надежным партнером, с нашей точки зрения, по переговорам, чтобы оно проявило более конструктивную позицию и всерьез бы вернулось за стол переговоров. С другой стороны, мы видим российскую роль и российские усилия еще и в том, чтобы всё-таки убедить администрацию Соединённых Штатов проявить действительно ответственный и серьёзный подход в том, что касается ближневосточного мирного процесса».
Из выступления на совместной пресс-конференции с президентом Сирии Башаром Асадом, 11 мая 2010 г.

«Если говорить о проблеме ядерного оружия, то, конечно, здесь наша позиция абсолютно очевидна: Ближний Восток должен быть безъядерным. Появление ядерного оружия или его использование будет катастрофой. При этом если какая-либо страна здесь будет осуществлять собственную ядерную программу, то это может привести к очень быстрой разбалансировке ситуации и в конечном счёте к очень тяжёлым последствиям. Поэтому мы намерены использовать все наши возможности для того, чтобы продолжить контакты и с Ираном; естественно, мы будем на эту тему разговаривать и с Израилем, и с другими государствами, которые находятся в этом процессе».

Из выступления на совместной пресс-конференции с президентом Турции Абдуллой Гюлем, 12 мая 2010 г.