В ходе саммита АТЭС РФ и Японии удалось сгладить напряженность

В японской Иокогаме 13-14 ноября состоялся очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который стал хорошей площадкой для обсуждения и урегулирования дипломатических и политических споров между государствами. Основные события развернулись не на основном заседании, а на полях саммита, где состоялся целый ряд важных двусторонних встреч глав стран-участниц АТЭС.

Одним из центральных событий форума стала встреча президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана, которой ожидали с особым интересом в свете недавнего визита российского президента на один из островов Курильской гряды. Тогда Токио выразил Москве решительный протест, в очередной раз напомнив, что считает Курильские острова своими «северными территориями», и временно вернула своего посла из российской столицы на родину. Москва ответила не менее жестко, заявив, что позиция японских властей вызывает у нее недоумение, и подчеркнув при этом, что Японии не следует указывать российскому руководству, какие районы страны ему посещать. В результате до последнего момента не было известно, состоится ли встреча Медведева и Кана в Иокогаме, однако, стороны проявили политическую волю, и встреча все-таки состоялась.

Несмотря на то, что каждая из сторон осталась при своей позиции относительно Курильских островов, они явно понизили тон своих высказываний и формально договорились в дальнейшем более сдержанно и конструктивно обсуждать данный вопрос. В самом начале встречи Медведев и Кан высказались за то, чтобы развивать доверительный диалог и дружеские отношения между двумя странами. «Рассчитываю, что в ходе этих переговоров и других контактов мы заложим основу для укрепления доверительного диалога между нашими государствами», — заявил Медведев. В свою очередь, Кан сказал, что «хотел бы развивать дружественные отношения между Россией и Японией на доверительной основе, как между двумя партнерами». «Я хотел бы приложить усилия для этого. Надеюсь, сегодняшняя встреча послужит началом для ведения полномасштабного диалога с вами на основе взаимного доверия», — сказал он.

Об итогах переговоров журналистов проинформировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который сообщил, что Медведев предложил Кану поменять подход к проблеме заключения мирного договора между двумя странами. «Президент сказал, что от эмоциональных заявлений и дипломатических жестов лучше отказываться, потому что они не помогают делу, а наоборот», — заявил Лавров, добавив, что «президент предложил поменять подход к рассмотрению проблем мирного договора и поставить вперед экономику». При этом Медведев подтвердил позицию РФ по Курилам, заявив, что «это наша территория, и так будет и впредь». «Поскольку премьер-министр вновь выразил сожаление по поводу посещения Дмитрием Медведевым острова Кунашир, президент подтвердил наши оценки этой ситуации: президент сам принимает решения, какой регион посещать», — сообщил Лавров.

Другим заметным событием саммита АТЭС стала встреча Медведева со своим американским коллегой Бараком Обамой, на которой российский лидер отметил прогресс в процессе присоединения России к ВТО. «За последнее время мы очень серьезно продвинулись в вопросах вступления в ВТО», — заявил Медведев, подчеркнув, что в этом есть и заслуга действующей команды президента Обамы, «которая исполняет все договоренности, которые были достигнуты в ходе моего визита в Вашингтон». Со своей стороны, Обама отметил, что он поддерживает «заинтересованность России вступить в ВТО».

Он также в очередной раз подтвердил, что надеется на ратификацию Конгрессом нового Договора по СНВ до конца нынешнего года. «Я сказал сенаторам, что необходимо это сделать», — сказал президент США.

Встреча Медведева и Обамы в Иокогаме подтвердила, что за последнее время между Москвой и Вашингтоном установился прагматический и содержательный диалог, ходом которого, судя по всему, удовлетворены обе стороны.

На полях саммита АТЭС российский президент провел встречу также с премьер-министром Новой Зеландии Джоном Ки, по итогам которой было объявлено, что с 2011 года Россия, страны Таможенного союза и Новая Зеландия начинают работу над соглашением о свободной торговле. «Это та инициатива, которая нами поддержана и, надеюсь, создаст новый режим торговли между нашими странами и между таможенной зоной, в которую входит Россия», — сказал Медведев.

В рамках саммита АТЭС Японии и Китаю удалось провести встречу между японским премьер-министром Наото Каном и председателем КНР Ху Цзиньтао, на которой обсуждался вопрос об островах Сенкаку (Дяоюйдао), которые каждая из стран считает своими. В результате стороны вновь повторили свои жесткие позиции по данной проблеме. Согласно источникам в японской делегации, Наото Кан «ясно и твердо изложил японскую позицию», которая сводится к тому, что эти острова являются неотъемлемой частью территории Японии. Вместе с тем лидеры обеих стран «высказались за продвижение стратегически взаимовыгодных отношений, а также за развитие обменов на частном и правительственном уровнях», сообщили в японской делегации.

Двусторонние встречи на полях саммита АТЭС, несомненно, позволили снять напряженность в отношениях между России и Японией по Курильским островам, а также между Японией и Китаем по принадлежности островов Сенкаку. Однако речь идет исключительно о смягчении тона и риторики, между тем, как оба вопроса остаются открытыми и не могут быть урегулированы в ближайшее время. Очевидно, что Токио не пойдет на изменение своей позиции по этим двум вопросам. Также не поступятся своими интересами Россия и Китай. Между тем, говорить о новых подходах к решению данных споров пока не приходится.

Что же касается результатов непосредственно самого саммита АТЭС, то они оказались вполне прогнозируемыми. В итоговом заявлении была подчеркнута «неизменная приверженность дальнейшему продвижению к построению системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности в регионе». Страны АТЭС выступили против протекционизма и согласились «продлить до 2013 года одобренную в 2008 году приверженность воздерживаться от создания новых барьеров в инвестиционной деятельности или торговле товарами и услугами, введения новых экспортных ограничений и осуществления любых не соответствующих правилам Всемирной торговой организации (ВТО) мер, включая стимулирование экспорта».