На этой неделе РФ и НАТО должны завершить процесс «перезагрузки»

Предстоящий саммит НАТО, который состоится 19-20 ноября в Лиссабоне, обещает стать поворотным в отношениях Североатлантического альянса с Россией. Возможно, эти ожидания несколько завышены, но так или иначе саммит должен дать ответ на вопрос о будущем отношений России и НАТО.

Накануне встречи в Лиссабоне министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на саммите будет зафиксировано завершение периода «после холодной войны». По его словам, в это время «еще сказывались рецидивы прошлого, были элементы недоверия, были элементы отхода от тех заверений, которые давались в 90-е годы, прежде всего, по вопросам неделимости безопасности». «Поэтому рассчитываем, что сможем сделать констатацию завершения периода такой, в известной степени, неопределенности», — подчеркнул Лавров, выразив надежду на то, что в Лиссабоне «мы не просто подведем черту под этим периодом, но и сформулируем задачи по продвижению к стратегическому партнерству».

«Безусловно, стратегическое партнерство должно строиться на равноправной основе, на основе ранее достигнутых между Россией и НАТО договоренностей», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.

Со своей стороны генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен в преддверии саммита заявил, что «пришло время, чтобы призраки истории были не только были похоронены, но и наконец-то изгнаны».

Несомненно, одной из центральных тем саммита станет обсуждение вопроса о создании единой системы ПРО в Европе. Российская сторона заявила, что готова открыто обсуждать данный вопрос. «Противоракетная оборона — тема, которая, безусловно, является одной из наиболее острых», — сказал на днях Сергей Лавров. «НАТО устами генерального секретаря предложило России сотрудничать в этом вопросе, мы выслушали пояснения о том, в каких формах это может происходить, и исходим из того, что если это будет равноправное взаимодействие, совместный анализ тех рисков, которые существуют в сфере ракетного распространения, такое сотрудничество вполне возможно», — добавил он.

«Президент России сказал, что мы готовы сформулировать свои дополнительные предложения, помимо тех, которые раньше уже делались на предмет создания противоракетного пула заинтересованных государств с участием России, США и европейских стран», — сказал российский министр, добавив, что «Дмитрий Медведев в Лиссабоне изложит нашу позицию по этому вопросу при наличии доброй воли, готовности сотрудничать равноправно, взаимоуважительно, на основе учета интересов друг друга».

Между тем, НАТО по-прежнему продолжает заверять, что ракетный щит никоим образом не направлен против России. «Москва является для НАТО в вопросе создания ПРО партнером, а не угрозой», — заявил Расмуссен.

Однако диалог по данному вопросу обещает быть непростым. Несмотря на все заверения руководства Североатлантического альянса о том, что ПРО не направлена против РФ, очевидно, что у сторон разные оценки угроз, которые представляют собой баллистические ракеты. На саммите речь не пойдет о создании единой российско-натовской ПРО, об этом говорить еще рано. Сейчас сторонам, в первую очередь, предстоит выработать обзор совместных угроз, а в вслед за этим приступить к согласования «дорожной карты» в сфере ПРО. По крайней мере, в альянсе этого не исключают. Если в Лиссабоне будет достигнута договоренность о выработке «дорожной карты», это станет несомненным прорывом саммита.

В то же время, независимо от позиции России, НАТО в Лиссабоне должно принять концептуальное решение относительно своей будущей ПРО. Помешать решению данного вопроса может Турция, которая до конца еще не определилась со своей позиции и планирует озвучить ее непосредственно в Лиссабоне. Согласно источникам в турецких правительственных кругах, Турция настаивает на том, чтобы в натовской концепции противоракетной обороны не содержалось указания конкретной страны в качестве источника угрозы, и чтобы система создавалась непосредственно в рамках НАТО. По сути, это означает, что Анкара не хочет портить отношения с Ираном.

Так или иначе, какое-то решение по ПРО в Лиссабоне принято будет, вопрос только в том, насколько оно окажется сбалансированным и отвечающим интересам все заинтересованных сторон.

По итогам саммита Россия и НАТО формально должны объявить об открытии новой главы в сотрудничестве, которая будет лишена эха «холодной войны». Ожидать каких-либо резких шагов и полноценных договоренностей по ПРО между сторонами вряд ли стоит. При благоприятном развитии диалога по ПРО, Москва и Брюссель могут объявить в Лиссабоне о подготовке «дорожной карты», однако, и это вовсе не гарантировано.

Между тем, можно ожидать конкретных договоренностей по Афганистану. Накануне саммита стало известно, что Россия и НАТО готовят соглашение о расширении транзита из этой страны и о создании второго центра подготовки кадров для борьбы с наркотрафиком. Об этом сообщил на прошлой неделе официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. «Соглашение о расширении транзита будет предусматривать возможность обратного транзита через территорию РФ оборудования Международных сил по содействию безопасности в Афганистане, вывозимого из Афганистана. Кроме того, планируется расширить номенклатуру грузов, разрешенных для транзита через территорию России», — сказал он.

Также не исключено, что в Лиссабоне будет решен вопрос о предоставлении Афганистану порядка 20 российских транспортных вертолетов.