«Полковник Щербаков»: реальность или версия?

«Его зовут Александр Васильевич Щербаков. А, может, и не так», — начинает свой комментарий в столичной газете Washington Post Джеф Стайн (Jeff Stein), освещающий вопросы шпионажа. Он напоминает, что в минувший четверг московская газета «КоммерсантЪ» проинформировала читателей о том, что десятку российских нелегалов, арестованных летом в США и быстро обмененных, сдал перебежчик «полковник Щербаков», курировавший в СВР американское направление.

Непоименованный бывший офицер ЦРУ сказал в интервью Washington Post, что он «от 90 до 100 процентов» уверен, что названный «Коммерсантом» Щербаков – тот самый Александр Васильевич Щербаков, с которым он беседовал в Москве «лет 9-10 назад». Фамилия прозвучала знакомо и для бывшего генерала КГБ Олега Калугина, живущего сейчас под Вашингтоном.

Однако другие наблюдатели отнеслись к публикации в «Коммерсанте» настороженно, указывает Стайн. Бывший шеф вашингтонского бюро этой газеты Дмитрий Сидоров напоминает, что издание «очень близко к Кремлю», поэтому утечка не могла быть случайностью. Скандал был призвана подчеркнуть непрофессионализм СВР. Как отметил Сидоров, это больше всего на руку доверенному лицу президента Медведева Сергею Нарышкину, которого прочат на место нынешнего главы шпионского ведомства РФ.

Своей версия происходящего поделился в беседе с московским корреспондентом «Голоса Америки» Виктором Васильевым военный аналитик Александр Гольц.

«Голос Америки»: Появление статьи в «Коммерсанте» поначалу многими воспринималось как газетная «утка»…

Александр Гольц: Нет, мне более или менее сразу было понятно, что это намеренная утечка. Можно только гадать, откуда она прошла – из МИДа, Совета безопасности и так далее. Но абсолютно ясно, что вся эта история базируется на одной линии.

«ГА»: А то, что в статье дали только фамилию полковника Щербакова, без имени, вас не смущает?

А.Г.: Ну, так всегда происходит с утечками.

«ГА»: С какой, по-вашему, целью все было сделано?

А.Г.: История, описанная «Коммерсантом», появилась из-за того, что российская власть была очень сильно раздражена тем, что нашу внешнюю разведку представляют в качестве команды клоунов. Вот и появилась мысль, что уж лучше все представить как результат гнусного предательства. Потому что, как мы знаем, предатели были и в американской разведке. И их «кроты» занимали там примерно такую же должность, как мифический Щербаков. От предательства никто не застрахован. Поэтому и появилась такая теория.

«ГА»: Не было ли одной из задач публикации «копнуть» под руководителя СВР Михаила Фрадкова?

А.Г.: Это второй план операции. Первый, еще раз повторю, заключается в том, чтобы не представлять идиотами Медведева, который наградил всю эту компанию бездельников орденами, и Путина, который пел с ними патриотические песни. Думаю, что речь идет все же не о кампании против Фрадкова, а о восстановлении КГБ. Собственно говоря, внешняя разведка – это последний элемент КГБ, который оказался не включенным в систему ФСБ.

«ГА»: Как на этом фоне выглядят кадры СВР?

А.Г.: Как ни крути, эта история свидетельствует о чудовищном падении профессионализма. Особенно, если исходить из объявленной версии, что дочка этого полковника жила в США, а сыну удалось беспрепятственно уйти из страны, равно как и самому полковнику… Но, собственно, такие же претензии можно предъявить и ЦРУ по делу Эймса.

«ГА»: Эта история может каким-либо образом отрицательно повлиять на ход российско-американских отношений?

А.Г.: Надо сказать, что администрация Обамы сделала все возможное, чтобы снизить уровень политических издержек. Но в той версии, которую излагает «КоммерсантЪ», есть несколько зацепок, чтобы объявить, что американцы действовали не вполне корректно. Взять хотя бы то, что суперагент Васенков вернулся в Россию с переломами нескольких ребер и ноги. Это позволяет упрекнуть американцев, что они не совсем аккуратно, скажем так, выполняли взятые на себя обязательства.