Сергей Собянин перетряхивает столичное чиновничество

Задача 11/12 . Ровно месяц назад, 15 октября, президент Медведев выбрал Сергея Собянина в качестве нового мэра Москвы, а спустя неделю, 21 октября, бывший вице-премьер принес присягу «на верность городу и москвичам». Кому верен новый столичный градоначальник — The New Times изучил список тех, кто пошел в гору московской власти, и тех, кто с нее съехал

За неполный месяц Сергей Собянин успел сменить трех заместителей мэра, десять руководителей департаментов правительства Москвы, четырех префектов и трех глав управ. В этой кадровой зачистке, равно как и в новых назначениях, просматривается логика. Там, где речь идет о контроле над крупными активами и финансовыми потоками, новый мэр ставит либо своих людей, либо федеральные креатуры. Иное дело — звенья и уровни муниципальной власти, от которых принципиально зависит техническое управление электоратом и выборными процедурами. Здесь Собянин, как правило, предпочитает опираться на местные кадры, владеющие ключами к московской «машине голосования».

Хранители ключей

Сергей Собянин оставил «на делах» первого заместителя мэра Владимира Ресина. Вопреки мнению недоброжелателей, 74-летнему старожилу ЗАО «Москва» сохранили кресло отнюдь не только в качестве бонуса за исполнение обязанностей мэра, пока дуумвиры определялись с кандидатурой нового градоначальника. И не только в благодарность за содействие федеральным игрокам, что пытаются завладеть ключевыми активами «Интеко». Ресин — не просто «главный зодчий Москвы», куратор стройкомплекса с бюджетом в 240 млрд рублей и общей стоимостью проектов порядка $120 млрд. В январе 2008 года именно Ресин возглавил столичный выборный штаб Дмитрия Медведева, а в октябре 2009-го принял живейшее участие в организации скандальной кампании «Единой России» по выборам в Мосгордуму. Ресин даже патронирует два федеральных партийных проекта: «Молодой семье — доступное жилье» и «Доступное жилье — многодетным семьям». В ближайший год Ресин будет нужен мэру прежде всего как самый статусный из московских политменеджеров «Единой России».

Вторая знаковая политическая фигура, сохраненная Собяниным, — экс-представитель Юрия Лужкова в Мосгордуме Владимир Виноградов. Он назначен заместителем градоначальника по вопросам координации работы территориальных органов исполнительной власти. Также остались при своих креслах заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков и неизменная, по меткому определению экс-мэра, «хозяйка социально уязвимых слоев населения» Людмила Швецова. Чиновники, контролирующие куски бюджета в размере соответственно 245 и 592 млрд рублей, а также общегородские сетевые структуры управления — структуры, идеально приспособленные для манипулирования электоратом.

Наконец, в кресла трех из четырех изгнанных префектов Собянин опять-таки переместил знаковых для столичного чиновничества персонажей — московских министров. Бывший «главный по землям» Виктор Дамурчиев всплыл в Северо-Западном округе, вице-мэр Сергей Байдаков вернулся в родной Центральный округ, а экс-хозяин столичного имущества Владимир Силкин сменил в Северном округе скандального Олега Митволя. Еще три префекта — в Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском округах — переназначены. Седьмым счастливцем стал сменивший своего шефа в Восточном округе Николай Ломакин — тоже старожил.
В борьбе за дело

Между тем неудовлетворенный спрос на открывающиеся вакансии префектов буквально зашкаливает. В очереди — несколько заместителей федеральных министров, депутатов Государственной думы и топ-менеджеров олигархических компаний. Что неудивительно: ежегодные «неформальные» консолиди­рованные доходы префектур и управ от контрольной, разрешительной и лицензионной деятельности оцениваются экспертами в $4-5 млрд. Должности префектов даже привлекательнее губернаторских. И впервые такие лакомые кресла выставлены на административный рынок. По данным знакомых с ситуацией сотрудников аппарата мэра, претенденты прямо-таки атакуют Собянина, делая «заходы» и через кремлевскую администрацию, и через аппарат правительства, и через генсовет «Единой России». Никто из них пока не преуспел. Правда, остальным префектам Собянин публично обещал в случае их плохой работы сыграть с ними в «игру на выбывание». Но уже ясно, что высадки масштабного федерального десанта в префектуры не будет.

У руля

Назначение в префектуры «местных» — это сигнал: business as usual (правила игры остаются прежними), поданный Собяниным московской территориальной вертикали власти, от которой в 2011-2012 годах будут зависеть необходимые дуумвирам результаты голосования. Ресин, политический вице-мэр Виноградов, «сетевые» топ-чиновники и префекты — это приводные ремни созданной экс-мэром Лужковым системы «правильного» голосования.

В ходе всех федеральных кампаний Москва «вытягивала» Подмосковье: оба региона неразрывно связаны «маятниковой миграцией», а значит, и единым электоральным поведением. А вместе столица и область — это 15-16% населения России. В сумме их голоса оказывают определяющее влияние на исход любых федеральных выборов. Москва первой среди крупных городов наработала ноу-хау манипулирования голосами бюджетников, сотрудников подконтрольных столичному правительству компаний, а также широких слоев населения, пользующихся адресной социальной поддержкой столичных властей. Административный ресурс вкупе с этим «пакетом технологий» как раз и образует мощную электоральную машину — ценнейший политический актив столичной номенклатуры. Межведомственный корпус организаторов выборных кампаний складывался в Москве полтора десятилетия, его пронизывают круговая порука и цепочки личных связей. Смени этих людей на «варягов» — и на парламентских выборах в 2011-м и президентских в 2012-м возникнет риск обвала управления голосованием москвичей.

Все это явно принимают в расчет Собянин и его верная спутница в тюменских и столичных коридорах власти — новый руководитель аппарата мэра и его новый представитель в Мосгордуме Анастасия Ракова. Сегодня она пользуется наибольшим влиянием в новой команде. Именно ей, поговаривают в аппарате Собянина, принадлежат идеи главных «политических» назначений. Например, Ракова не позволила «выпасть из обоймы» нынешнему вице-мэру Виноградову. И именно она, по слухам, предложила заменить влиятельного советника Лужкова Сергея Цоя в качестве куратора сферы PR и медиа гендиректором «Российской газеты» Александром Горбенко. С ним чиновница взаимодействовала еще на посту директора правового департамента Белого дома, где отвечала за публикацию в правительственном официозе нормативных правовых актов.

Федеральные люди

Зато новому пресс-секретарю мэра Гульнаре Пеньковой пока не удается замкнуть на себя управление информационной ситуацией вокруг новой команды. Пресс-служба по большей части молчит, основные медийные события Москвы аранжируют Кремль и Белый дом. В аппарате мэра уверены, что красавица Пенькова, любимая протеже замглавы кремлевской администрации Алексея Громова, вряд ли сможет составить конкуренцию вице-мэру Горбенко, в том числе и в управлении медиаактивами, подконтрольными Тверской, 13. В любом конфликте между ними Анастасия Ракова, вероятно, окажется на стороне Горбенко.
К числу аппаратных побед Раковой знающие ее чиновники относят также умиротворение «социального» вице-мэра Людмилы Швецовой. Последняя поначалу отказалась принять кандидатуру нового главы департамента образования — министра правительства Москвы Исаака Калины. Между тем ему придется проводить в жизнь непопулярные решения по реализации только что подписанного президентом закона о совершенствовании контрольно-надзорных функций и оптимизации государственных услуг в сфере образования. Пока вроде сошлись на том, что Калина в ближайшее время не тронет старую команду столичного образовательного ведомства. Не понаслышке знакомую, кстати, с выборными технологиями.

Пока Ракова формирует социально-политический интерфейс новой власти, ее босс ведет переговоры о ключевых портфелях. Сделавшись главой города, Собянин решительно отверг попытки вице-премьера Алексея Кудрина продвинуть на позицию главного финансиста Москвы своего ставленника. Назывались кандидатуры замминистра финансов Антона Силуанова и директора департамента бюджетной политики в сфере госуправления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Елены Яковлевой. Замминистра обороны Вера Чистова, на которой остановил свой выбор новый мэр, хоть и выходец из Минфина, но к команде Кудрина никогда не относилась. Зато министр обороны Анатолий Сердюков, говорят, согласился расстаться со своим замом в юбке с легким сердцем: у него уже была готовая кандидатура сменщицы — экс-замдиректора Федеральной налоговой службы Надежда Синикова. Кстати, вытесненная оттуда креатурой Кудрина — новым главой ФНС Михаилом Мишустиным.

Контролеры активов

Всех, конечно же, занимает вопрос, кого назначат делить самые лакомые куски городского хозяйства: крупный девелопмент, инфраструктурное строительство, возведение жилья и офисов, использование городских земель и муниципального имущества.

Так, заместителем мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства стал его старый товарищ по совместной работе в Челябинском горкоме ВЛКСМ, экс-замминистра транспорта Николай Лямов. Под его контролем, среди прочего, окажутся 100 млрд рублей, ассигнуемых в будущем году на строительство дорог в Москве. Лямову предстоит также присматривать за двумя отраслевыми «тяжеловесами», вовлеченными в городской инфраструктурный бизнес: руководителями профильных департаментов Александром Левченко и Василием Кичеджи (последнего называют цементным королем и числят среди хозяев ряда важных столичных медиаактивов), за которыми стоят группы подрядчиков и «придорожных» инвесторов. 15 ноября Счетная палата РФ начнет проверку расходования средств на дорожное строительство в Москве.

Еще одного своего старого соратника по работе в Ханты-Мансийском автономном округе Собянин определил «в надсмотрщики» к Ресину. Андрей Бочкарев переместился в кресло руководителя департамента городского заказа капитального строительства с поста вице-президента российского подразделения энергетического концерна Fortum. Бюджет Мосгорзаказа в 2010 году составит 229 млрд. Теперь под контролем Бочкарева будет львиная доля бюджетных расходов на развитие стройкомплекса. Мосгорзаказ в последнее время проверяли и МВД (оно отказалось обнародовать результаты проверки), и Контрольно-счетная палата Москвы, которая выявила крупные нарушения при заключении госконтрактов.

Вице-мэром по вопросам имущественно-земельных отношений стала замруководителя Росимущества 32-летняя Наталья Сергунина. Столица в этом году снизила план по доходам от городского имущества до 41 млрд рублей — это явно неадекватная цифра, позволяющая предполагать, что до 50% этих доходов оседают в карманах привилегированных посредников и стоящих за ними чиновников. Сергунину называют «человеком Кремля». Ее коллега и близкий друг Илья Петров «рулил» секретариатом Медведева еще в бытность того главой кремлевской администрации и первым вице-премьером. Другой протеже Петрова, экс-начальник одного из управлений Росимущества Егор Поляков, возглавил Москонтроль, без визы которого в городе не заключается ни один инвестконтракт.

Кремлевской креатурой считают и члена «президентской тысячи» Михаила Орлова — нового московского министра, возглавившего департамент потребительского рынка и услуг. Орлов, впрочем, уже давно работает в администрации города. А вот новый глава смежного департамента внешнеэкономических и международных связей министр Сергей Черемин рекомендован мэру, как судачат, его другом — хозяином АФК «Система» Владимиром Евтушенковым. Учитывая, что Москва на 65% сидит на продовольственном импорте, этот сегмент бюрократического рынка обещает множество сладостей.

Конечно, зачистка московского чиновничества еще не закончена. Хотя ключевые места на ближайший, как минимум, год уже распределены. Вопрос лишь в том, удастся ли многоопытному аппаратчику Собянину удержать в кулаке эту гремучую смесь старых и новых, местных и пришлых.„
Ресин, политический вице-мэр Виноградов, «сетевые» топ-чиновники и префекты — это приводные ремни созданной экс-мэром Лужковым системы «правильного» голосования
«