Украинское оружие в Грузии. Как Минобороны деньги зарабатывает

Начало ноября ознаменовалось весьма странным и неожиданным, на первый взгляд, событием, к которому было привлечено пристальное внимание политиков многих стран мира, но в первую очередь украинских, российских и грузинских.

Неожиданные встречи

4 ноября в Батуми состоялась встреча министра обороны Украины Михаила Ежеля с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Эта встреча была незапланированной, вследствие чего программа визита главы Минобороны Украины была изменена. Согласно предварительному плану визита, украинский министр должен был провести переговоры в формате «с глазу на глаз» со своим коллегой, министром обороны Грузии Бачаной Ахалая. Кроме того, М.Ежель должен был посетить грузинский город Сигнахи, принять участие в церемонии возложения венка к Мемориалу героев, которые погибли в борьбе за единство и целостность Грузии в ходе войны в Абхазии 1992-1993 годов, ознакомиться с боевой подготовкой четвертой пехотной бригады ВС Грузии в населенном пункте Вавиани, а также встретиться с представителями руководства Совета национальной безопасности Грузии для обсуждения вопросов двухстороннего сотрудничества в оборонной сфере.

Однако порядок визита был нарушен уже буквально после прибытия украинского министра в Грузию. Вопреки всем планам он в первую очередь встретился с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Во время встречи, состоявшейся в Батуми 4 ноября, президент Грузии проинформировал Михаила Ежеля о перспективах развития грузинского государства. Стороны рассмотрели вопросы сотрудничества между министерствами обороны двух стран, а также перспективы его активизации. Особое внимание было уделено вопросам ремонта и модернизации военной техники, которая осталась в распоряжении Грузии еще со времен СССР. По различным данным, ее общий объем составляет от 30 до 50% всей наличной военной техники Грузии, а чинить и обслуживать ее, кроме как в Украине, больше и негде (после войны с Россией в августе 2008 г. ее мощности для Грузии – недоступны).

Когда экономика важнее политики

Что же такого необычного было в этой встрече? А то, что не украинский министр поехал на встречу с грузинским президентом, нарушая протокол визита, а наоборот – грузинский президент направился с визитом к прибывшему министру обороны Украины да еще и «проинформировал Михаила Ежеля о перспективах развития грузинского государства и его оборонной составляющей»! (1)

Действительно, ну с какой стати президенту так торопиться, чтобы еще и с вопиющим нарушением протокола поскорее оказаться на приеме у министра? Кое-кто уже начал подозревать, что вернулись времена экс-президента Украины Виктора Ющенко и сближение Украины и Грузии дело буквально нескольких дней. Однако, скорее всего, ситуация намного проще и банальнее. И суть ее кроется не в политике, а в экономике. Причем налицо экономический интерес обеих сторон.

После войны 08.08.08 Грузия четко поняла – надеяться на Запад, может, и стоит, но толку от этого не так уж и много, свои проблемы придется решать самостоятельно. С приходом же к власти в Украине нового президента отношения между странами явно не улучшились, а скорее – наоборот. Визит же украинского министра обороны – замечательный повод «поговорить по душам» не с дипломатом (от которого сложно добиться чего-то вразумительного), а с явно заинтересованной в развитии хороших отношений стороной. Особенно если учесть тот факт, что украинское Министерство обороны вынуждено зарабатывать деньги на свое содержание и перевооружение армии самостоятельно, так как бюджетных денег аккурат только на зарплату личного состава и хватает. Со своей стороны, украинский министр явно заинтересован в развитии партнерских отношений с Грузией и не только в свете подписанного ранее между Министерствами обороны Украины и Грузии плана сотрудничества двух стран в оборонной сфере на 2011 год, который стороны утвердили на встрече глав ведомств в Тбилиси.

Чем чревата непоследовательность

Дальнейшие шаги украинского министра обороны лишь подтвердили сделанный вывод о примате экономики над политикой. Буквально через неделю после визита в Грузию министр обороны Украины Михаил Ежель сообщил о том, что Кабинет министров Украины намерен повысить плату за использование российской авиацией научно-испытательного тренажерного комплекса авиации (НИТКА) в г. Саки (Крым). Отвечая на вопрос корреспондента УНИАН о том, будет ли повышена оплата за использование комплекса НИТКА, министр заявил: «Я думаю, что да. Я думаю, что в следующем году будет увеличена. Все же дорожает, газ дорожает». М.Ежель также отметил, что на базе полигона, где находится комплекс НИТКА, планируется создать государственное предприятие Министерства обороны, в котором не будет никакой воинской части.

Такое желание заработать «быстрые деньги» и неразборчивость в способах заработка может в скором времени вылезти Украине боком. В ответ на данное заявление украинского министра Россия вполне может вспомнить о том, что еще в конце 2007 года главнокомандующий ВМФ России Владимир Масорин заявил, что комплекс НИТКА устарел, поэтому принято решение о строительстве до 2010 г. нового комплекса по подготовке летчиков палубной авиации на территории России. Позже было заявлено, что комплекс будет строиться в городе Ейске, на побережье Азовского моря, строительство запланировано на 2009-2012 годы.

Кризис заставил российских военных временно отказаться от этих планов. Тем не менее о решении заявлено и никто его не отменял. А если к тому же учесть, что в 2011 году Россия планирует потратить на обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны почти два триллиона рублей, тема строительства нового комплекса по подготовке летчиков палубной авиации в городе Ейске может быть актуализирована. В связи с этим можно отметить, что Украина сама себя поставила перед проблемой дальнейшего использования уникального комплекса: самой ей он не нужен, хотя при должном подходе может быть неплохим источником дохода. Но вот незадача: попытка Украины повысить плату за использование российской авиацией НИТКИ в Крыму может закончиться ничем. России, в конце концов, надоест торговаться с украинской стороной и она построит аналогичный комплекс для летчиков на своей территории. С другой стороны, пока у российских военных такого комплекса нет, то по логике «прагматиков» с украинской стороны можно требовать за них плату по возрастающей – никуда они не денутся, будут платить.

Сколько продлится возможность такого «шантажа» и не скажется ли такая позиция Украины на иных совместных с Россией проектах, к примеру в авиапроме или вопросе транзита нефти через территорию Украины, – неизвестно, но риск такой есть. Да и не только риск. Уже на следующий день после несколько неожиданного заявления украинского министра обороны о повышении стоимости использования комплекса НИТКА для России российская компания «Транснефть» заявила, что больше не нуждается в использовании нефтепроводов Одесса-Броды и Дружба. С 2011 года компания сможет прокачивать нефть по альтернативным направлениям за пределами Украины и Белоруссии. Нельзя утверждать, что эти события на 100% связаны между собой. После этого не значит вследствие этого. Однако полностью отрицать возможность взаимосвязи также нельзя.

Ко всему прочему, можно обратить внимание и на еще одно интересное обстоятельство. Заявление Ежеля прозвучало на следующий день после встреч в штаб-квартире НАТО председателя Службы безопасности Украины Валерия Хорошковского с представителями НАТО, где обсуждалась новая стратегия Альянса в контексте стратегии безопасности Украины. «Украина на конец года готовит обновленную национальную стратегию безопасности, которая должна стать частью общей безопасности НАТО», – сказал председатель СБУ. Несколько странное заявление для высокого должностного лица государства, которое официально проводит внеблоковую политику.

И здесь снова возможны лишь предположения о наличии взаимосвязи. Все будет понятно только при анализе дальнейших шагов украинской власти, на которые Россия вынуждена будет адекватно реагировать. Пока же можно прогнозировать разве что реанимацию вопросов о повышении ставок транзита газа через украинскую ГТС и увеличении арендных ставок для Черноморского Флота РФ.

Судя по итогам девяти месяцев новой украинской власти, ситуация с деньгами в бюджете настолько напряженная, что можно ожидать любых, самых неожиданных решений, которые будут идти во вред стратегическим интересам Украины ради «закрытия» тактических проблем. К сожалению, Украина так и не смогла определиться с тем, на кого ориентироваться во внешней политике, с кем и какие отношения поддерживать. В итоге, постоянно «латая дыры», власть делает все более проблемным будущее страны.