Железные дороги Франции сожалеют о депортации евреев

Государственная железнодорожная компания Франции SNCF выразила глубокое сожаление в связи со своей причастностью к транспортировке евреев в лагеря смерти в годы Второй мировой войны.

Как стало известно, президент компании Гийом Пепи выпустил соответствующее заявление в начале ноября во время визита в США, где компания пытается заручиться контрактами на строительство высокоскоростных железных дорог.

До недавних пор SNCF настаивала на том, что немцы вынудили компанию помочь им отправить 75 тысяч французских евреев в газовые камеры, и отмечала, что 2 тысячи ее сотрудников были убиты нацистами.

Однако теперь руководство компании несколько изменило свою позицию и выразило «сожаления в связи с последствиями действий […], совершенных по приказу».

Гийом Пепи в своем заявлении также процитировал слова бывшего президента Франции Жака Ширака, произнесенные им в 1995 году: «Эти темные часы навсегда оставят пятно на нашей истории, будут оскорблением нашей истории. Да, преступному безумию оккупантов содействовали французы, французское государство».

«Как одна из частей французского государства SNCF принимает эти слова на свой счет и признает боль жертв и их семей, которые пострадали от нашей роли в войне», — добавил Пепи от себя.

Этика и политика

SNCF, а также основной производитель ее локомотивов — компания Alstom -надеются на активное участие в развитии скоростных железных дорог в США.

Однако нежелание компании извиняться за ее роль в событиях Второй мировой войны стала возможным препятствием для заключения миллиардных контрактов.

Так, в Калифорнии едва не был принят закон, который мог обязать компании, конкурирующие за получение контрактов, раскрывать информацию об их роли в транспортировке пленных в 1942-1944 годах. Однако губернатор Арнольд Шварценеггер наложил на закон вето.

Флоридский конгрессмен Рон Клейн предложил принять аналогичный закон уже на федеральном уровне.

Как отмечает агентство Франс пресс, французские правозащитники, отстаивающие интересы жертв холокоста, раскритиковали время, которое было выбрано для заявления SNCF.

«Очевидно, что это шаг навстречу установлению исторической правды», — цитирует агентство Алэна Липица – бывшего члена Европарламента, который судился с SNCF от лица четырех семей, чьи родственники были привезены в лагеря смерти на французских поездах.

«Однако сожаления вызывает тот факт, что он сделал это в Соединенных Штатах только для того, чтобы улучшить свою позицию в переговорах о контрактах, а не для того, чтобы удостовериться, что это когда-нибудь не повторится», — продолжил Липиц.

Между тем высокопоставленный французский правозащитник Франсуа Зимерай обвинил американских политиков в протекционизме и использовании темы Второй мировой войны для вытеснения французских товаров с американских рынков.