«Реформы» Собянина вызвали истерику

Крушение схем – это нормальная ситуация. Жаль, что приходится этим заниматься в авральном порядке. И вот Собянин занимается: запрещает грузовому транспорту въезжать в город, а легковому – парковаться где попало. Общественность в истерике. С пробками не борются – общественность в истерике. С пробками борются – она опять в истерике. Вспоминается известный анекдот: так вам шашечки или ехать?

Странно слышать, к примеру, от торговых сетей жалобы на то, что на Тверской нельзя парковаться. Там практически нигде нельзя было парковаться и раньше. Вот только клиентов об этом сети и отдельные точки не предупреждали. Тверская – это центральная улица. Во всем мире центральная улица – табу для местных и притягательное место для туристов и командировочных. А им парковаться ни к чему.

Собственно, о чем плакать? Покупателям точно не о чем. Ведь очевидно: во всех торговых центрах Москвы практически одинаковый набор магазинов, и если по тем или иным причинам нельзя попасть в какой-то из них в центре, то можно доехать до такого же магазина, но в другом месте. Автомобилизированные граждане поедут в «Мегу» или в свой районный «Рио-Капитолий». А о том, что закроется дорогой ресторан или салон красоты на Тверской, – точно никто не заплачет. Так что все в порядке.

Что касается писем дальнобойщиков и прочих якобы угнетенных и пострадавших, то они пока и сами не понимают своей радости. Приезд и отъезд по расписанию и без пробок в подмосковный логоцентр даст им возможность совершить как минимум один рейс в 35–40 дней (при работе на плече менее 1000 км). Да собственно еще Ленин считал шоферов главной силой контрреволюции. Ибо частный инстинкт у них всегда сильнеее общественного. И с одной стороны – это правильно. Но ведь кроме частных интересов водителей (они же бывают и собственниками) фур и контейнеровозов, есть интересы большого города.

Убеждать меня, что завтра из-за этого все подорожает, значит думать, что я только вчера приехал с берегов реки Лены и асфальтированных дорог в жизни не видел. Видел. Представить, что завтра «Ашан», «Копейка», «Дикси» и прочие дискаунтеры накинут на товар копейку-другую, значит не понимать, сколько на самом деле в цене сегодняшних обычных сетевых товарах составляет стоимость логистики. Она совсем невелика. Скажем, для товара типа dvd-проигрывателя цена доставки сегодня из Китая не превышает $1, для пакета молока от завода до магазина – не выше 2 копеек, для тонны сухого молока из Франции в Россию – не более $120, что в пересчете на тот же литр разведенного молока даст нам около 1,5 центов. Кстати, самое дорогое – это доставка хлеба по Москве (с хлебозаводов внутри МКАД). В зависимости от упаковки стоимость доходит до 1 рубля за килограмм готовой продукции.

Да, дальнобойщики могут запереть Москву. Но мы, во-первых, не совсем французы и вряд ли поддержим такие действия. А во-вторых, всегда найдутся штрейкбрехеры: в первый день – 10%, во второй – 20%, а в третий уже половина выйдут в рейс. И ничего не произойдет.

Жесткость в любом случае нужна. И логистику московскую и подмосковную давно пора перестраивать.

Слезы и жалобные стоны торговцев недвижимостью из Cushman & Wakefield, прочих «Найт Франков» и «Коллиерсов» поддерживает центральная пресса. Но все это как-то не очень трогает. У плачущих пока просто не хватает мозгов понять, куда пойдет рынок, а если и хватает, то нет желания перестраиваться. Между тем, перекройка рынка пойдет на пользу всем.

И вот у меня как человека, давно занимающегося логистикой, есть следующие соображения на этот счет:

1. Что это за логисты такие, которые доставку товаров с подмосковных складов организуют большегрузным транспортом? Это не логистика. Это лень-матушка;

2. Профсоюз дальнобойщиков пусть катает по стране, а не на супервыгодных коротких плечах по пробкам. И вообще надо менять бизнес в преддверии роста административных расходов и бензиновых акцизов с платными дорогами. Они неизбежны. И запрет на Москву – не самый расходный для дальнобойщиков;

3. Все как заведенные снова тянут песню про таможенные терминалы. И это здорово. Столкновение планов Собянина с дурью Бельянинова на самом деле взорвет ситуацию. И заставит власти по-новому взглянуть на распутство таможни. И, может быть, уже пора задумываться над полной сменой фискальных взаимоотношений в этой отрасли. Ни в одной стране мира нет такого, чтоб большой город вдруг мог задохнуться от неподготовленности таможни;

4. Все теоретически были согласны с идеями Собянина, идеи были общими, про борьбу с пробками и все такое. До начала их воплощения. И как только он начал идеи воплощать, все заорали. Чего орем, товарищи?

И еще много будет проблем. Но – надо начинать их решать. Проблема обеспечения сетей товарами первой необходимости будет решена частными сетями – без ущерба для себя и покупателей. Как уж будут выкручивать они своим контрагентам руки – бог их ведает. Но главный антиинфляционный фактор в стране не нефть и правительство, а дешевые торговые сети. Они и в этот раз все продумают и воплотят. Все, естественно, упрется в воплощение. И это уже медицинский факт. Но до старта самой программы орать не надо.

Я лично могу как гражданин возмущаться безальтернативностью Собянина в качестве мэра Москвы. Но как житель города призываю хоть чуть-чуть подождать первых результатов.