Москва отомстила Токио за отзыв посла

Дипломатический демарш Японии, последовавший в ответ на поездку президента России Дмитрия Медведева на Южные Курилы, приносит все больше проблем самой Стране восходящего солнца.

Как известно, поездка Дмитрия Медведева на Южные Курилы, состоявшаяся 1 ноября, вызвала негативную реакцию правительства Японии, которое в знак протеста даже отозвало своего посла из Москвы. Однако российский МИД в кои-то веки проявил твердость и жестко ответил на японский демарш, подтвердив право российского президента бывать на любых принадлежащих России территориях, к которым относятся и Южные Курилы. Сам министр иностранных дел Сергей Лавров еще больше расстроил японцев, пообещав, что это — не только не последняя поездка российского президента на острова, но и что Россия выделит миллиардные средства на развитие этих территорий. Это уже автоматически означает, что Москва отдавать острова не намерена — иначе зачем вкладывать средства в их развитие?

Осознание полного отсутствия рычагов давления в этом вопросе на Россию сильно испортило жизнь японскому правительству и во внутриполитическом отношении. Его рейтинг резко упал, т. к. японцы увидели, что правительство ничего не может сделать, чтобы хоть как-то воздействовать на Москву в отношении пресловутых «северных территорий», как в Японии называют наши Южные Курилы.

Одновременно японцы получили весомый щелчок по носу и от Китая, с которым у нее тоже спор из-за островов, только «южных». Архипелаг Сенкаку контролируется Японией, хотя Китай считает его своей территорией, называя Дяоюйдао. И туда регулярно заходят китайские рыболовецкие суда. Недавно одно из них было арестовано японцами как нарушитель границ — но после демарша Пекина пришлось и отдать судно, и освободить его капитана, что вызвало большое негодование японских «патриотов». А Москва и Пекин совместно декларировали недопустимость пересмотра итогов Второй мировой войны, что резонно расценили в Токио как увесистый булыжник в их огород.

В общем, японцы пошли на попятный, и пару дней назад поспешили своего посла в Москву вернуть. Правда, премьер-министр Японии Наото Кан пообещал на предстоящем саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Иокогаме на встрече с Медведевым поднять вопрос и об островах. Но он же и заявил соотечественникам, что «вопрос, который не мог решиться десятилетиями, не может быть решен на одной встрече».

В Москве, в свою очередь, подтвердили, что Медведев готов обсуждать с японским премьером абсолютно все вопросы, в т. ч. и территориальный. Что, разумеется, совсем не означает готовности решать его, да еще на японских условиях.

К тому же, казалось бы, у лидеров двух стран и без проблемы островов есть много вопросов, сотрудничество по которым было бы взаимовыгодно, и только поэтому их стоило бы обсудить. В частности, японцев очень интересуют поставки российских энергоносителей: уже сейчас они удовлетворяют свои потребности в них на 22% (по другим оценкам — до 40%) за счет их разработок на российском Сахалине и его шельфе. Но японцы хотели бы такие поставки увеличить. В частности, Япония рассчитывает на увеличение поставок газа в страну после сооружения трубопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток.

Как известно, помимо этого, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии, а также Itochu Corp и Japan Petroleum Exploration в мае 2009 года подписали соглашение с «Газпромом», в котором намеревались исследовать возможность строительства завода по производству сжиженного газа во Владивостоке.

Со своей стороны, руководитель «Газпрома» Алексей Миллер буквально вчера, 10 ноября, находясь в составе государственной делегации в Южной Корее, заявил, что в ближайшем будущем объем поставок российского газа на азиатский рынок сравнится с объемами поставок газа в Европу, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

«Без сомнения, самым приоритетным для «Газпрома» останется рынок Европы: он будет рынком № 1 на долгие годы. Но в очень короткий промежуток времени, в очень короткие сроки объемы поставок российского газа на азиатский рынок могут достигнуть уровня поставок газа в Европу», — говорил Миллер. Он отметил, что в странах Евросоюза в последние годы наблюдаются два тренда — растущий и падающий, и поэтому трудно прогнозировать его развитие. «Это влияет на объемы поставок «Газпрома», хотя результаты (в 2010 году) будут значительно лучше, чем в 2009 году», — добавил Миллер. Поэтому, по его словам, «значимость (азиатского) рынка будет сопоставима по значимости европейского рынка ».

Казалось бы, в такой ситуации возрастает роль Японии, которая со своей мощной экономикой должна была бы стать одним из основных покупателей российского газа. Однако 11 ноября стало известно, что Алексей Миллер отменил посещение Японии, целью которого было обсуждение совместного проекта по переработке природного газа под Владивостоком. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на представителя Министерства торговли Японии.

Директор департамента по нефти и газу японского Минторга Хирохиде Хираи отметил, что, по словам представителей «Газпрома», Миллер отменил поездку ради других дел. Но Bloomberg не преминул отметить, что поездка Миллера в Японию была отменена после того, как Япония отозвала своего посла из России. Японцам остается утешиться тем, что встреча начальника управления по координации восточных проектов «Газпрома» Виктора Тимошилова с сотрудниками министерства все же состоится 12 ноября, как и было запланировано.

Сам же Миллер дал наглядно понять японцам, что на азиатском рынке желающих купить российский газ вполне достаточно. О планах увеличения поставок газа в Китай до 30 млрд кубометров уже сообщалось не так давно, в т. ч. и в ходе встречи Дмитрия Медведева с китайским лидером Ху Цзиньтао. А 10 ноября «Газпром» и южнокорейская компания Kogas договорились о ежегодных поставках с 2017 года 10 млрд кубометров российского газа в Республику Корея, о чем не преминул сообщить журналистам лично Алексей Миллер.

«Газпром», по его словам, «видит в Южной Корее растущий рынок, и, по нашим оценкам, в течение ближайших 6-7 лет, с момента начала поставок российского газа корейский рынок вырастет не менее чем на 15%». Миллер также добавил, что возможное решение о строительстве трубопровода в Южную Корею будет принято в момент, который позволяет осуществить начало поставок российского газа в Корею в 2017 году. При этом глава «Газпрома» не уточнил, возможен ли вариант строительства трубопровода через Северную Корею, напомнив лишь, что возможен «сухопутный вариант». А пока готовится вариант поставок сжатого и сжиженного газа.

Как уточнил Миллер, условия поставок газа в Южную Корею предусматривают схему «take or pay». Это, к слову, та самая схема, которую Владимир Путин по итогам «газовой войны» 2009 года с Украиной заставил подписать Юлию Тимошенко, и которую в Киеве по сей день (в т. ч. и нынешнее правительство), давя на жалость, величают «кабальной». Корейцы, однако, ничего «кабального» в ней не находят и, напротив, очень довольны достигнутым соглашением.