Как в 2015 году США проиграли войну на море

Все ведущие мировые державы завоевывали лидирующее положение благодаря опоре на абсолютное превосходство своих военно-морских сил. Даже такая традиционная сухопутная держава, как Россия, достигла вершины могущества, используя мощь флота. Запад забыл, что мировая политика всегда была нерасторжимо связана с историей международной безопасности и свободы мореплавания.

К 2015 году глобальное господство Соединенных Штатов на море и в воздухе перестало считаться самоочевидным фактом. В течение 75 лет океаны и воздушное пространство над ними оставались сферой безраздельного доминирования военно-морских сил США и торжества американской оборонительной доктрины. В эти годы американский флот использовал Мировой океан как максимально удобное пространство для маневра, позволявшее держать под контролем любое враждебное государство. Возможность осуществлять быструю переброску сил на воде, под водой и в воздухе была краеугольным камнем американской военной мощи. При необходимости США могли использовать свое превосходство на море, чтобы брать в кольцо и свергать непокорные режимы, как это было в Гренаде и Панаме, или перемещать крупные контингенты сухопутных войск в другую часть света и сколь угодно долго сохранять там их присутствие, как во Вьетнаме и дважды в Ираке. Уникальная способность стремительно проецировать силу в любой уголок планеты служила США мощным средством устрашения и обеспечивала им военное влияние, которому не было равных в мире.

Ситуация полностью изменилась в 2015 году, когда американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» из группы передового развертывания, базирующейся в японском порту Йокосука, был потоплен в Восточно-Китайском море. Погибли более четырех тысяч матросов и летчиков, и флот Соединенных Штатов потерял 80 самолетов. Морские волны поглотили корабль, утрату которого можно было бы возместить не ранее чем через семь лет, израсходовав 9 млрд долларов. Это событие не только нарушило баланс сил в азиатской части Мирового океана, но и возвестило о наступлении новой эры в международных отношениях: отныне главенствующее положение принадлежало не США, а Китаю.

CОЛНЦЕ КРАСНО ПОУТРУ — МОРЯКУ НЕ ПО НУТРУ

Предвестья катастрофы — ряд политических, дипломатических и стратегических просчетов, допущенных Соединенными Штатами, можно было наблюдать уже давно, в течение двух с лишним десятилетий. Благодаря глобализации, развитию международного морского права и военно-технической революции КНР и некоторые другие страны постепенно утвердились в качестве новых морских держав. Глобализация играла в военно-морской сфере демократизирующую роль, способствуя выравниванию сил. С одной стороны, расширение торговых связей и общий подъем экономики укрепляли благосостояние некогда отсталых стран, с другой — распространение специальных знаний и совершенствование боевой подготовки войск служили наращиванию их военной мощи.

Благодаря глобализации флот НОАК сделал гигантский шаг вперед: ему удалось осуществить модернизацию своей структуры и резко повысить боеспособность. Освоив передовые технологии, страны, исторически не входившие в число мировых морских держав, смогли сделать качественный скачок и обзавестись снарядами точного наведения, принадлежащими к новому поколению вооружений. Ряд региональных государств к 2015 году сумел создать или приобрести современные противокорабельные крылатые ракеты и сверхбесшумные дизель-электрические подводные лодки, оснащенные высокоточными торпедами, самонаводящимися по кильватерному следу.

Некоторые недружественные государства, стремясь противостоять превосходящим силам американского флота, уже давно вкладывали большие средства в асимметричные способы защиты своих прибрежных вод. В 1991 году Ирак использовал в войне против США морские мины, устанавливая их с небольших резиновых лодок, причем наряду с современными магнитными и акустическими бесконтактными минами в море размещались и примитивные ударные мины, применявшиеся еще до Первой мировой войны. Всего во время войны в Персидском заливе 1991 года иракцы установили 1100 мин, но оказалось, что большинство из них либо не срабатывают, либо размещены неудачно. Тем не менее Багдад добился успеха в использовании минной защиты на участке морского берега, прилегающем к городу Эль-Кувейту. Американский военный корабль «Триполи» наскочил на стационарную ударную мину и получил пробоину размером 16 на 20 футов ниже ватерлинии. Несколькими часами позже корабль «Принстон» столкнулся с миной, которая разрушила часть надпалубных сооружений и стала причиной заметного вспучивания палубы.

Персидский залив — сравнительно небольшая, наполовину замкнутая акватория, и в подобных узких морях мины служат эффективным оборонительным средством. Тихий океан, напротив, представляет собой широкое, поистине бескрайнее водное пространство, где минная защита не может быть надежной. В то время как Ирак Саддама Хусейна и Иран Махмуда Ахмадинежада цеплялись за оружие прошлого, дальновидные китайцы создавали оружие будущего.

Главнокомандующий флотом Китая адмирал Лю Хуацин заявил, что XXI век будет «веком моря». Опираясь на динамичную экономику и замечательную изобретательность своих инженеров, Пекин создал и испытал целый ряд асимметричных вооружений. Оказалось, что для поражения движущегося авианосца достаточно одной новейшей противокорабельной баллистической ракеты. Собственно, это и было доказано. Используя такую ракету — вариант твердотопливной баллистической ракеты средней дальности DF-21/CSS-5 с радиусом поражения свыше 1500 км, сконструированной специально для обезвреживания ударных авианесущих соединений Соединенных Штатов в Восточной Азии, китайская сторона внезапно, без предупреждения атаковала авианосец «Джордж Вашингтон», отправив этот гигантский корабль на морское дно.

За два десятилетия, предшествовавшие нападению, китайский флот совершил фантастический прогресс. Из отсталых, уровня 50-х годов, сил береговой обороны он превратился в хорошо сбалансированный современный флот, способный вести боевые действия в открытом море. В 2015-м Пекин завершал оснащение второго авианосца, построенного собственными силами. До этого китайцы на протяжении десятилетий изучали старый авианосец «Мельбурн», купленный у Австралии, и реконструировали три авианесущих корабля, приобретенных у России, в том числе модернизированный на Даляньской верфи авианосец «Варяг», который был спущен на воду под новым названием — «Ши Лан».

Командующий Седьмым флотом США имел теоретическую возможность противопоставить трем китайским авианосцам свои три, но нельзя забывать, что эта цифра включает ударные группы, курсировавшие между Сан-Диего и Сиэтлом с одной стороны и Персидским заливом — с другой. Чтобы переместиться в Восточно-Китайское море, американским авианосцам могло потребоваться несколько дней или даже недель. Китай не забыл весну 1996 года, когда по распоряжению президента Клинтона в Тайваньский пролив вошли боевые группы во главе с авианосцами «Нимиц» и «Индепенденс», и выбрал для нападения на авианосец «Джордж Вашингтон» максимально удобный момент, когда в западной части Тихого океана не было других авианесущих кораблей Соединенных Штатов.

Тайваньский кризис 1995-1996 годов возник после того, как глава Тайваня Ли Дэнхуэй принял приглашение выступить с докладом в Корнуэллском университете. Расценивая визит президента Ли в США как отход от политики «единого Китая», Пекин провел испытания ракет в территориальных водах Тайваня. Однако гораздо более долговременным следствием тогдашних событий было то, что Китай приступил к масштабной модернизации своих военно-морских сил, начав с приобретения российских эсминцев класса «Современный» и подводных лодок типа «Кило», а затем перейдя к созданию собственных более сложных кораблей и самолетов.

В 1999 году флот НОАК ввел в эксплуатацию дизель-электрическую подводную лодку класса «Сон». Она считалась более бесшумной, чем американские лодки класса «Лос-Анджелес», и была оснащена самонаводящимися торпедами и противокорабельными крылатыми ракетами. В октябре 2006-го произошел неприятный инцидент: одна из сверхбесшумных лодок класса «Сон» внезапно всплыла внутри защитной зоны американского авианосца «Кити Хоук» — то есть на расстоянии торпедной атаки. Адмирал Гари Рафхед, в то время командующий Тихоокеанским флотом и впоследствии ставший начальником штаба ВМС США, находился в этот момент с визитом в Китае. В 1996 году, в конце третьего кризиса в Тайваньском проливе, китайский генерал Сюн Гуанкай предупредил американского дипломата, находившегося с визитом в Китае: «Вы заботитесь о безопасности Тайбэя, а лучше бы вам подумать о Лос-Анджелесе».

Командование Тихоокеанского флота пришло в ужас, осознав, насколько «Кити Хоук» беззащитен перед китайскими дизель-электрическими подводными лодками, и руководство ВМС направило президенту Бушу краткий отчет о своей новой стратегии.

Согласно этому отчету концепция «флота из тысячи кораблей» должна была трансформироваться в концепцию «глобального морского партнерства», предполагалось, что в 2007 году руководители Военного флота, Корпуса морской пехоты и Службы береговой охраны поднимутся на борт одного из кораблей и подпишут «Стратегию сотрудничества военно-морских сил в XXI веке».

Эта концепция сотрудничества на море мыслилась как предельно открытая: она должна была носить недискриминационный, привлекательный характер для всех государств. Считалось, что страны, присоединившиеся к соглашению, будут оказывать друг другу гуманитарную помощь, содействовать партнерам в случае бедствия и совместно бороться с морским пиратством.

Руководство американского флота стремилось использовать любую возможность для развития сотрудничества в прибрежных регионах — скажем, помогало береговой охране Ямайки ремонтировать двигатели ее скромных суденышек или проводило специальный инструктаж для сотрудников рыбоохранной службы в странах Гвинейского залива. В рамках программы партнерства в Тихоокеанском регионе один из самых больших американских плавучих госпиталей перемещался из одного азиатского порта в другой, оказывая бесплатную медицинскую помощь тысячам благодарных пациентов.

Военный флот и Служба береговой охраны заключили с десятками государств соглашения, позволявшие распределить между их участниками усилия по слежению за перемещением торговых судов и обработке поступающей информации. Представителям США удалось соблазнить преимуществами новой программы партнерства даже руководителей тех государств, которые не были склонны уважать свободу навигации в открытом море и в прибрежных водах. Вековечные заскорузлые привычки начали отступать перед стратегией завоевания «сердец и умов».

Военно-морские силы Соединенных Штатов исходили из того, что им предстоит проводить совместные операции ограниченного масштаба по поддержанию безопасности. А Китай тем временем прилагал все усилия, чтобы выйти победителем в будущей морской войне.

РОКОВОЙ ПРОСЧЕТ

Американские ВМС пускали свое наследство по ветру. Непрестанный поиск «партнеров» — фразу «ни одно государство не в состоянии справиться с этим в одиночку» американцы повторяли как заклинание — по существу был молчаливым признанием того факта, что флот, насчитывавший при президенте Рональде Рейгане 600 кораблей, являет собой лишь тень былого могущества. Страна питалась иллюзиями военного превосходства на море, но они были ни на чем не основаны.

Самообман коренился в чувстве гордости при воспоминаниях о прошлом и в принятии желаемого за действительное при мысли о будущем — до трезвой оценки соотношения сил в настоящем дело не доходило. В 2012 году, когда США сократили число своих авианосцев до десяти (в 80-е их насчитывалось 15), министр обороны Роберт Гейтс заверил конгресс, что американские ВМС сильнее следующих по порядку четырнадцати флотов вместе взятых. Отметим, что боевые действия могли вести только девять авианосцев: десятый предназначался для обучения и тренировки личного состава. К тому же большинство государств, располагавших мощным флотом, были союзниками Вашингтона.

Формально — в том, что касалось совокупного водоизмещения и числа ракетных пусковых установок, — заявление Гейтса было верным, однако министр упускал из виду важное обстоятельство: в то время как американские ВМС, вероятно, были способны одолеть любой другой флот в честном бою, их противники готовились отнюдь не к честному сражению. Потенциальные союзники могли оказаться не вполне надежными партнерами, помышляющими не столько о том, чтобы запугать противника, сколько о том, чтобы любыми средствами избежать военного столкновения. А подход врагов Соединенных Штатов к будущей войне был асимметричным.

Говоря о соотношении «один к четырнадцати», министр также предполагал, что США будут располагать временем, чтобы собрать свои разбросанные по всей планете суда и сосредоточить их против одного-единственного противника. Хотя пресловутая структура из 313 кораблей так и не была создана, Гейтс, исходя из нее, мог иметь в виду 11 авианосцев, 88 крейсеров и эсминцев, 48 подводных лодок, 55 боевых прибрежных кораблей и 31 десантный корабль. Но даже эти силы были «размазаны» тонким слоем по поверхности Мирового океана и, кроме того, решали противоречивые и разнохарактерные задачи. Если считать, что на боевой позиции находится обычно один корабль из трех, а на двух других ведутся ремонтные или профилактические работы, то и в случае флота из 313 кораблей можно было говорить об одновременном присутствии в море около 100 судов да еще и разбросанных по всему земному шару.

Китайский флот в 2015 году был несколько меньше: он насчитывал лишь горстку авианосцев, 60 подводных лодок и 70 крупных надводных боевых кораблей. Пекин располагал также сотнями скоростных патрульных катеров, многие из которых были способны нести противокорабельные крылатые ракеты. Зато китайцы в случае кризиса в состоянии выставить против Соединенных Штатов весь свой флот, а также ракеты наземного базирования и самолеты, в то время как американцы рассчитывали только на суда, которые в этот момент окажутся под рукой в данном регионе. Дополнительные силы могли подтянуться из удаленных районов, оголяя эти участки Мирового океана и создавая тем самым новые риски для государства, взявшего на себя ответственность за поддержание порядка на всей планете. Ко времени прибытия подкрепления — а на его переброску требовалось несколько недель — свою роль наверняка сыграли бы реакция мирового общественного мнения, повсеместные призывы к прекращению огня и мирным переговорам, так что фактически война была бы уже окончена.

В течение десятилетий, прошедших после завершения холодной войны, Китай ликвидировал свое отставание на море и даже превзошел США в качестве и количестве некоторых новых базовых вооружений. В частности, КНР сосредоточила усилия на развитии дизель-электрического подводного флота. Страной, которая построила первую дизель-электрическую подлодку с анаэробным двигателем, позволявшим увеличить длительность пребывания под водой с нескольких суток до месяца, была Швеция. Шведы передали свою лодку «Готланд», первый образец этого класса, на два года в аренду ВМС Соединенных Штатов, чтобы американцы смогли испытать свои противолодочные системы. «Готланд» оказался исключительно малошумным и эффективным кораблем, подводные лодки с анаэробным двигателем признали способными быстро перемещаться под водой на небольшие расстояния, резко увеличивая таким образом радиус атаки. Китай интегрировал анаэробную технологию в подлодки класса «Юань», тип 041, пришедшие на смену лодкам класса «Сон». Начиная с 2004 года Пекин ежегодно вводил в эксплуатацию несколько этих компактных подлодок, трудноуловимых для радаров, и спустя десятилетие полностью лишил Седьмой флот США уверенности в том, что его корабли способны ускользнуть от неусыпного надзора китайцев.

Еще одной серьезной проблемой для американского флота стали в эти годы боеготовность и выучка персонала. Тысячи офицеров и матросов-срочников, восполнивших потери, которые американская армия понесла в Ираке и Афганистане, не прошли необходимой многомесячной подготовки к боевым действиям на море. Повышения в званиях осуществлялись не столько на основе профессиональных качеств офицеров, сколько в рамках хаотичных мероприятий по расширению штата, привязанных к операциям по поддержанию стабильности в проблемных странах. Целое поколение офицеров и младших офицеров среднего звена готовилось вести наземные антиповстанческие действия в условиях пустынных или горных районов Центральной Азии, в то время как их китайские коллеги проводили учения на море, готовясь уничтожать американцев.

Совершенствуя сухопутные вооружения, чтобы устранить разрыв между целями и средствами в зоне ответственности Объединенного центрального командования, США пренебрегли совершенствованием флота и создали аналогичный разрыв в зоне ответственности Командования тихоокеанских вооруженных сил.