Дело Кашина и политические последствия

Нападение на журналиста Олега Кашина встряхнуло всё пишущее сообщество.

Это очень много людей, в первую очередь несколько десятков тысяч профессиональных журналистов, несколько сотен тысяч блоггеров, регулярно что-то пишущих в сети, и ещё миллионы людей, которые делятся в Интернете своим мнением с окружающими. Все вместе, эта огромная масса людей, формирует то, что называется словами «общественное мнение». И это общественное мнение, сегодня в России, наконец, правильно понимает постулату, принятую во всех цивилизованных странах, — первое, о чём должен писать журналист, это о притеснении другого журналиста.

Поэтому, событие вызвало огромный резонанс во всех средствах массовой информации — телевизор уже три дня первой новостью рассказывает о состоянии здоровья Кашина и ходе расследования по его делу. Что надо подчеркнуть, отреагировал здесь господин Медведев правильно, — выступив с официальным заявлением, и тем самым присоединившись к общественному мнению. В общем, людей событие задело, и их реакция на расправу с журналистом прогнозируема.

И тут, к слову, для журналистов русского мейнстрима, очень мало значат, что газета «Коммерсант», что комментарии нападения на Кашина со стороны официальных лиц «вертикали», однако в данном конкретном случае нам совершенно без разницы кто сидит в президиуме: гражданин Сванидзе или гражданин Севастьянов. Задеты фундаментальные права человека — право на жизнь и право на свободу слова. Естественно, мы на стороне тех, кто, как и все нормальные люди хочет призвать к ответу негодяев, препятствующих людям писать и говорить.

Версий про заказчика нападения на Кашина в Интернет вброшено много, начиная от комсомольских вожаков Селигера с лоббистами рубки Химкинского леса, заканчивая гражданином Петриком и попами РПЦ. На самом деле, если причислить к вероятным заказчикам всех, о ком Кашин что-то «неправильно писал» то список получится на несколько страниц. Очевидно, что цель построения такого списка, может и благая, но реально отвлекает внимание общественности от недавней Интернет-полемики Кашина с неким губернатором Псковской области гражданином Турчаком.

Всё началось в августе этого года, когда журналист Олег Кашин, дискутируя в блогосфере применил к губернатору Псковской области термин «ср*ный».

..сравни с любым губернатором, даже не с Рамзаном и не с Тулеевым, с любым ср*ным Турчаком — это Боос-то бескомпромиссный?

Спустя пять часов в комментариях блога появился ответ псковского губернатора Турчака:

Молодой человек, у вас есть 24 часа, чтобы извиниться. Вы можете сделать это здесь в ветке или отдельным постом. Время пошло

В ответ, блоггер Кашин и плюс ещё масса блоггеров, высмеяла Турчака. Дальше больше, и со стороны Турчака прозвучало пожелание Кашину «беречь здоровье». Ну и так далее. А затем, эта перепалка послужила тому, что к господину Турчаку прочно приклеилось «ср*ный», которое в том или виде начали употреблять в отношении его персоны.

6 ноября около 00:40 Олег Кашин был жестоко избит в Москве. Ему сломали челюсти, голень и пальцы рук. В тяжелом состоянии журналист был госпитализирован в реанимацию 36-й горбольницы и по сей день находится в медикаментозной коме.

На самом деле, никаких сложностей выстраивания модели ситуации нет. Вся эта история очень напоминает традиционные разборки дворовых хулиганов (кто жил в советских дворах и хотя бы и немного соприкасался с тамошней приблатнённой публикой, понимает, о чем речь). Хулиганские разборки начинаются с того, что кто-то кого-то задевает, после чего задетый чувачок изрекает сакраментальное «время пошло», и все вокруг начинают смотреть, куда оно пошло. Если время пошло, а с обидчиком задетого гражданина ничего не случается, хулиганы перестают этого задетого чувачка уважать, ибо он «не отвечает за базар». Он становиться объектом для злых насмешек, и чувствует собственную ущербность. Дабы этого не случилось, задетый чувачок, для самоутверждения должен предпринять в отношении обидчика те или иные противоправные действия, иначе он попадает в нехорошую ситуацию и теряет уважение блатной публики. Психологическая схема вполне проста и примитивна.

Понятно, когда по такой схеме строит свои взаимоотношения недавно «откинувшийся» гражданин, самоутверждающийся среди дворовой шантрапы, однако, если по той же схеме строит свои отношения с обществом губернатор — это уже есть нечто. Гражданин Турчак — единственный из подозреваемых, кто прямо и открыто угрожал потерпевшему. Гражданин Турчак — единственный из подозреваемых, кто пожелал Кашину «беречь здоровье» и потом ещё, по словам знакомых Кашина, напоминал об этом. Для той же полиции США этого хватило бы, для очень серьёзного разговора с господином, при свете ярких ламп. И хотя, этого, вероятно мало для российской прокураторы, для Интернет-сообщества, известных фактов достаточно, чтобы определиться с основным подозреваемым, в качестве заказчика преступления.

В диалектике беседы существуют так называемые норма общения и форма общения. Что такое норма общения очевидно из определения. Эти нормы разнятся от социума к социуму, от одной группы к другой, образуя вместе формы общения, одной из которых является осыпание друг друга отвратительной площадной бранью. Для определённых слоёв такое общение является нормой, для диалога интеллигентных людей — формой общения. То есть выходом за пределы нормы, но тем не менее общением. Для политика, это уже норма, когда постоянно, кто-то подвергают его качества сомнению. Однако отправка к собеседнику костоломов — это уже форма военных действий. Получается, заказчик объявил России войну? Поставил себя вне обсуждения. Даже не знаем, что будет, если так будут вести себя все общающиеся между собой люди, ломая гости за употребление слова «ср*ный» и пуская пулю в лоб за употребление слов более жёстких. Социум тогда погрузится в гражданскую войну, в хаос, на фоне которого самая кровавая революция покажется воплощением правопорядка. Сегодня, случай с Кашиным, стал знаковым и вместе с тем так возмутил всех. Возмутился Медведев. Но, почему-то молчит Путин. И это более чем странно. Причём время для выступлений уже упущено. Позиция как бы ясна и это крайне неудачная позиция, чреватая последствиями. Поясним.

Иногда в мире происходят события, являющиеся цепью удачных или неудачных случайностей, обстоятельств, которые изменить никто не в силах. Рядом таких обстоятельств было отмечено и появление в Кремле господина Путина, которого, по словам Березовского планировали как временного, переходного президента, но который, тем не менее остался у руля на восемь лет и по сей день около рычагов. Однако, как известно любому буддистскому монаху, в один прекрасный день белая полоса обстоятельств сменяется на черную, и события вокруг того или иного человека развиваются независимо от него по независимому сценарию. Очень похоже, что именно в такую черную полосу вступил и господин Путин. Независимые обстоятельства, были связаны с тем, что в своё время он посодействовал назначению на должность губернатора Псковской области, некого господина Турчака. А дальше события развивались уже в неподконтрольной для Путина системе координат.

После того, как гражданин Турчак продемонстрировал на публике своё не очень адекватное восприятие слов блоггера, и теперь стал подозреваемым, Владимир Владимирович, как лично содействовавший его назначению (гражданин Турчак оказался сыном друга Владимира Владимировича) — должен возглавить расследование и лично наказать гражданина, не оправдавшего его доверие. Но шагов таких пока нет и это можно принять как вызов обществу. Все попытки отмазать Турчака будут восприняты именно как попытки отмазать. Никакие доказательства его непричастности никого ни в чём не убедят (если уж он ошибался с угрозами, а потом осознал, то должен был ставить к Кашину охрану, во избежании несчастных случаев).

Как следствие, миллионы журналистов, блоггеров и пишущих на форумах граждан, превращаются в бескомпромиссных противников Путина. А это сообщество, пусть и никак не структурированное, но осознающее базовые интересы, на сегодня, пожалуй, самая серьёзная общественная сила. И это не обещает ничего хорошего для Владимира Владимировича, что и даёт основания говорить: Путин вступил в свою черную полосу обстоятельств. Всё происходит и будет далее происходить по независящим от него причинам, ибо так встали звёзды. На самом деле, появляется очень серьёзный повод, для требования убрать Путина.