Ахмадинежад «вбивает клин» Путиным и Медведевым

Портал IzRus раскрывает детали полуторачасовой беседы главы МИД Израиля с председателем Совета Федерации России. Либерман рассказал Миронову в чем заключаются главные проблемы региона, что предпримет Иран «на следующий день» и почему невозможен «блицкриг» в мирном процессе.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в своих нападках на северного соседа пытается «вбить клин» между российскими руководителями. Об этом заявил глава МИД Израиля Авигдор Либерман на встрече с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым, состоявшейся в Иерусалиме 9 ноября. Либерман обратил внимание на то, что Ахмадинежад резко высказывается в адрес президента Медведева, демонстративно никого больше не упоминая по имени.

Таким образом, глава МИД Израиля отреагировал на заявление иранского президента, прозвучавшее 3 ноября. «Россия отдала душу дьяволу, отказавшись поставлять в Иран зенитно-ракетные комплексы С-300», — объявил Ахмадинежад. А в предыдущий раз, в июле этого года, он подчеркнул: «Наши враги решили провести ряд атак на дружественные нам арабские государства. Недавние слова президента России Дмитрия Медведева, фактически, пролили свет на эти планы, и мы сожалеем, что он стал рупором врагов Ирана». Тогда же научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский заметил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что президент Ирана в своих заявлениях не упоминал имя премьер-министра Владимира Путина.

Обвинения в адрес Медведева, по словам самого Ахмадинежада, были вызваны высказыванием российского президента о том, что Иран близок к созданию ядерного оружия. А за полтора месяца до того, Россия поддержала резолюцию Совета безопасности ООН о введении дополнительных санкций против Ирана. На этом основании в сентябре Медведев подписал указ, запрещающий передачу южному соседу любой военной техники, включая зенитно-ракетные комплексы С-300. И уже в данном контексте Ахмадинежад объявил, что «Россия отдала душу дьяволу».

В свою очередь, на встрече с Сергеем Мироновым глава израильской дипломатии выразил признательность России за поддержку резолюции Совбеза ООН. Он рассказал, что специалистами недавно был произведен анализ всей доступной информации относительно планов режима аятолл на «следующий день» после того, как у них появится ядерное оружие. По всем признакам, прикрываясь антисионистской риторикой и «ядерным зонтиком», иранцы первым делом попытаются захватить нефтяные монархии Персидского залива. Как считают эксперты, тактика Тегерана, скорее всего, будет напоминать действия иракцев при захвате Кувейта в 1991 году. Затем режим аятолл постарается свергнуть правящую династию в соседней Саудовской Аравии. В обоих случаях Иран будет широко использовать шиитское население арабских стран Персидского залива.

Очаги нестабильности

Как отметил Либерман, Иран уже сейчас играет чрезвычайно деструктивную роль на Ближнем Востоке. Это выражается в поддержке шиитских фанатиков в странах Персидского залива и в Йемене, «Хизбаллы» в Ливане и ХАМАСа в секторе Газа.

Среди других очагов нестабильности в регионе, глава израильской дипломатии выделил также Ирак. Он отметил, что с приближением вывода оттуда американских войск в 2012 году ситуация в этой стране все более осложняется.

Либерман обратил внимание и на эскалацию напряженности в Ливане — на фоне ожидаемой вскоре публикации отчета Специального трибунала по Ливану, расследующего убийство премьер-министра Рафика Харири. Как раз 8 ноября издание The Wall Street Journal сообщило: следствие пришло к выводу, что глава правительства был уничтожен боевиками «Хизбаллы», а на прошлой неделе местная газета «Аль-Ахбар» предупредила о подготовке этой организацией захвата власти. В свою очередь, Либерман подчеркнул, что в свете очевидных выводов трибунала «Хизбалла» планируют очередные провокации против Израиля.

Глава МИД добавил, что не меньшим очагом напряженности в регионе является Судан, где 11 января планируется проведение референдума по вопросу о самоопределении юга страны. Однако, по словам Либермана, противоборствующие стороны готовятся не столько к голосованию, сколько к возобновлению гражданской войны. Это может негативно отразиться на ситуации в соседнем Египте, водоснабжение которого зависит от Судана, а также привести к увеличению потока беженцев в Израиль.

Либерман заявил, что на этом фоне категорически не согласен с мнением о том, будто израильско-палестинский конфликт является главной проблемой Ближнего Востока. Тем более подобная точка зрения противоречит статистике. Из миллионов людей, погибших в регионе за последние десятилетия в результате вооруженных конфликтов, лишь менее 2% приходятся на израильско-палестинский конфликт.

«Блицкрига» не будет

Неподходящие для мирного процесса методы. Автор немецкого «блицкрига» Гейнц Вильгельм Гудериан

Либерман уверен, что путем «блицкрига» добиться израильско-палестинского урегулирования невозможно. Он отметил, что стремление Квартета международных посредников (США, ЕС, РФ, ООН) к заключению полномасштабного «мирного соглашения» в определенные сроки — «нереально». По его словам, искусственное форсирование этого процесса, как уже бывало в прошлом (например, в 2000 году), может лишь спровоцировать новый виток насилия.

Либерман считает, что сторонам следует «научиться сосуществовать при наличии политических разногласий». В этой связи он отметил, что экономическое сотрудничество израильтян и палестинцев развивается весьма удовлетворительно. Как следствие заметно возрос уровень благосостояния жителей палестинских городов Самарии и Иудеи. Достаточно эффективно взаимодействие и в сфере безопасности. Однако решить острые вопросы политического характера на данном этапе невозможно — они сопряжены с повышенной эмоциональной чувствительностью для обеих сторон. При жизни нынешнего поколения, по убеждению Либермана, разрешить эти закоренелые споры не удастся. Поэтому обеим сторонам следует сфокусировать внимание на сотрудничестве в сферах экономики и безопасности. Очень важно, чтобы «международные посредники» не мешали бы этому.

Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов заявил на это, что понимает позицию собеседника. Он согласился с тем, что «решение конфликта лежит в неопределенном будущем». Миронов подчеркнул: урегулирование должно достигаться на двусторонней основе самими израильтянами и палестинцами, а международные посредники, «даже Квартет должны лишь способствовать этому».