Лебедев против банкира Иващенко и майора Евсюкова

Подполковник против нехороших парней: банкира Иващенко и майора Евсюкова.

Будучи чекистом, Александр Лебедев работал под прикрытием посольства Великобритании и занимался предотвращением утечки капиталов за рубеж. Сейчас имидж фигуранта золотой сотни Forbes резко контрастирует с образом старательного сотрудника дипмиссии, не имевшего отдельного кабинета. Однако содержательная сторона деятельности Лебедева за последние двадцать лет изменилась не сильно. Раньше он специализировался на том, чтобы не допустить вывода капиталов из страны, а теперь – из собственной корпорации. Последние остросюжетные эпизоды в этой бизнес-бондиане по-настоящему захватывают дух: вернувшись из политики в бизнес, Лебедев обнаружил, что у него украли более полумиллиарда долларов.

Начиная с прошлого года Лебедев вывел на чистую воду батальон воров, мошенников и еще целую пятую колонну из «Национальной резервной корпорации» (НРК). Был развод с прежним топ-менеджментом НРК, работавшем на откаты, и увольнение правления «Национального резервного банка» за выплату скрытых бонусов. Еще выяснение отношений с топ-менеджером ВТБ Игорем Скворцовым, продавшим, как говорит Лебедев, несколько сараев в Нижегородской области под видом лесопилки. Еще ликвидация компаний-прокладок в строительстве малоэтажного жилья. А еще банкротство германского авиаперевозчика Blue Wings, произошедшее, как считает Лебедев, по вине предправления Йорна Хельвига, и прочая, и прочая.

Сам Лебедев объясняет запущенное состояние его активов увлечением политикой. Пока он работал в Госдуме, бизнесом почти не интересовался, а в это время им управляли «профессиональные мошенники». Кроме того, в кризис, когда большинство увлеченно занимались финансовыми спекуляциями, активно покупали-продавали, Лебедев продолжал вкладывать, как он говорит, в «малоприемлемые для бизнеса сферы»: сельское хозяйство, авиаперевозки, доступное малоэтажное жилье. Риски потери части активов и неэффективного управления, замечает миллиардер, здесь возрастают многократно.

Все, что Лебедев увлеченно и с удовольствием инвестировал в реальный сектор, наемные менеджеры столь же увлеченно и с удовольствием «пилили». Размер отпиленного от «Национальной резервной корпорации» Лебедев в среднем оценивает в 10–15%. Исходя из оценки его состояния Forbes в $2 млрд, это – $200–300 млн. Кроме того, самое большое жульничество было совершено в результате банкротства Blue Wings. По словам помощника Лебедева, Артема Артемова, за несколько лет в результате действий менеджмента бизнесу миллиардера был нанесен ущерб в 350 млн евро – почти столько же стоит принадлежащий ему блокпакет «Аэрофлота». Плюс ко всем этим неприятностям, почти половину этой суммы Лебедев мог потерять из-за банка «Российский капитал», который НРБ взялся санировать, когда начался кризис.

Правда, после длительных переговоров с АСВ, в затягивании которых Лебедев обвинил крышующих «Российский капитал» высокопоставленных силовиков, проблемный банк удалось сдать государству. Диагноз, поставленный спустя несколько месяцев, оказался неутешительным: собственники успели вывести из банка 5,5 млрд руб (по оценке АСВ – 3,7 млрд руб.) «Российский капитал» – один из немногих проблемных активов, приглянувшихся Лебедеву, но оказавшихся ему не по зубам. Об этом ему на прошлой неделе напомнили с помощью проверенного метода под названием «маски-шоу». Во вторник в трех офисах НРБ прошли обыски с выемкой документов по «Российскому капиталу».

А еще через пару дней выемку документов провели украинские спецслужбы – в принадлежащем Лебедеву пансионату «Море» (Алушта), в связи с неправомерными решениями мэрии, которые привели к снижению налоговой базы. Совпадение или нет, но в обоих случаях и в Москве, и в Алуште силовики выбрали для визита именно то время, когда сам Лебедев находился на объекте, хотя сам он и не связывает эти события. При этом Лебедев уже назвал акцию, прошедшую в офисе НРБ, проплаченной, правда, заказчиков не называл, что тянет на совершенно новую интригу.

Ведь если проследить за новостями, то окажется, что все эти годы, пока Александр Лебедев занимался частным бизнесом, вокруг него так и кишели враги. Ненадежные союзники и продажные менеджеры, нечистые на руку конкуренты и подкупленные СМИ, мэр и члены его семьи, рейдеры, мстительные прокуроры и доблестные «евсюковы». Но тайных врагов у него практически не было: обо всех он рассказывал МВД, ФСБ, журналистам и в блоге. Или писал в открытых письмах друзьям, например, Евгению Чичваркину, как и подобает бойцу невидимого фронта, скромно подписываясь «Александр Лебедев, малый предприниматель».