Франция и Великобритания посотрудничают в оборонной сфере

Франция и Великобритания 2 ноября подписали в Лондоне историческое соглашение об укреплении взаимодействия в оборонной сфере и области обеспечения ядерного сдерживания. Согласно документу, стороны договорились о создании совместных экспедиционных сил общей численностью 6,5 тысяч солдат. Также отныне стороны будут сообща осуществлять разработки ядерного оружия. С этой целью будут построены исследовательские центры в британском Олдермастоне и французском Вальдюке. Они должны быть сооружены к 2014 году и один из них – в Вальдюке – будет построен на паях. При этом в договоре оговорено, что свои, уже существующие ядерные арсеналы каждая страна будет контролировать полностью самостоятельно.

Еще одной важной составляющей британо-французского соглашения стала договоренность об использовании авианосцев. По договору, на боевом дежурстве в любое время должен находиться по меньшей мере один британский или французский авианосец, при этом военные двух стран смогут приземляться на корабли страны-партнера, пользоваться ее самолетами-дозаправщиками и т.д. Также планируется, что к концу десятилетия у каждой страны останется только по одному авианосцу, находящемуся в боевом состоянии.

Комментируя подписание договора, министр обороны Великобритании заявил, что «это абсолютно целесообразно в мире, где ресурсы ограничены, а наши интересы во многом совпадают». В свою очередь британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заверил, что данные договоренности «не ослабят и не размоют, как некоторые предположили, суверенитет Великобритании или Франции». «Речь не идет о создании Европейской армии. Также это не подразумевает того, что мы будем иметь общее ядерное оружие, – сказал Кэмерон. – Великобритания и Франция остаются суверенными странами, которые могут использовать свои вооруженные силы независимо друг от друга в своих национальных интересах».

Подписав данное соглашение, Великобритания и Франция фактически создали двусторонний союз внутри Североатлантического альянса. Между тем, вряд ли стоит говорить о создании нового военного блока в Европе. Несомненно, двустороннее соглашение между Великобританией и Францией может внести определенный разлад в ряды НАТО, так как, с одной стороны, Лондон и Париж могут попытаться перетянуть на себя «одеяло лидерства», а с другой, данное соглашение может поставить концептуальный вопрос о целостности НАТО и приверженности ее членов общим целям и задачам.

Между тем, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен приветствовал подписание данного соглашения. «Благодаря ему мы сможем лучше использовать наши средства», – сказал он, подчеркнув при этом, что «объединяя ресурсы, мы повысим эффективность расходования средств».

В то же время определенное недовольство решением Лондона и Парижа могут высказать Соединенные Штаты, которые привыкли быть непререкаемым лидером в альянсе. Появление же сильного британо-французского союза внутри НАТО может серьезно пошатнуть позиции Вашингтона в альянсе.

Ряд экспертов и обозревателей поспешили назвать британо-французский военный союз «новой Антантой» или «Антантой без России», что не совсем верно. Данный шаг Лондона и Парижа обусловлен в первую очередь задачами экономического характера. В результате мирового экономического кризиса и медленного восстановления экономик, страны вынуждены объединять свои усилия в различных сферах, в том числе и в военной. Так, правительство Великобритании приняло решение о сокращении оборонных расходов страны на 8%, так как сейчас не может полностью удовлетворять свои насущные оборонные потребности. В этой связи данный союз с Францией является очень выгодным и эффективным как для Лондона, так и для Парижа.

Между тем, заключенный Великобританией и Францией военный союз может отодвинуть еще дальше обсуждение вопроса о создании новой архитектуры мировой безопасности, поставленного президентом России Дмитрием Медведевым. Страны НАТО и так не спешат обсуждать данную инициативу, а создание военных союзов в Европе наподобие британо-французского может и вовсе поставить на ней крест. Страны Европы сейчас не заинтересованы в глобальном переустройстве архитектуры безопасности. Если речь об этом и пойдет, то не сейчас, а через годы. Сегодня же Европа и ее американские союзники по Североатлантическому альянсу сконцентрировались на решении сиюминутных проблем, главной из которых является преодоление последствий экономического кризиса.