Белорусская оппозиция. БНФ на закате политической активности

В оппозиционных белорусских кругах уже никто не высказывает надежды на возможность выдвижения единого кандидата на пост президента Беларуси. Чем ближе к президентским выборам, тем глубже в оппозиционных верхах противоречия – даже в среде идеологически близких кандидатов усиливается нетерпимость и недоверие друг к другу.

Междоусобная война между бывшими соратниками по партии Белорусский Народный Фронт (БНФ), а ныне претендентами на пост главы государства Алесем Михалевичем и Григорием Костусевым тоже достигла своего апогея. После эксклюзивного интервью Михалевича агентству «Интерфакс-Запад», в котором он заявил, что в случае своей победы на выборах не сократит милицию, а бывшему президенту даст соответствующие правовые гарантии, Костусев поспешил обвинить Михалевича в коллаборационизме, а после ответа на вопрос по поводу старых государственных символов «я не имею враждебного отношения к сегодняшним государственным символам, под ними побеждали многие белорусские спортсмены» и вовсе предал бывшего однопартийца анафеме.

И это не удивительно, БНФ всегда придерживался крайних взглядов – только беларуская мова, бел-чырвона-белы сцяг и пагоня, непримиримая борьба с Лукашенко и Кремлем, выход Беларуси из ОДКБ и Таможенного союза, роспуск КГБ и милиции, создание комиссий по люстрации, карающих бывших чиновников без суда и следствия, введение талера как национальной белоруской валюты. Поэтому высказывания Михалевича «если кто-то в оппозиции считает, что все политики обязаны кричать про «преступный режим», то я один из политиков, который говорит, что сегодняшняя власть много сделала для того, чтобы Беларусь состоялась как независимое государство» вызывают не только негодование, но и ярость костусевской команды.

Корни конфликта Костусев-Михалевич уходят в 2008 год, когда Алесь Михалевич будучи заместителем председателя БНФ был публично исключен из партии за критику руководства. Сейчас руководство БНФ называет это «преодолением раскола внутри партии». На самом же деле Михалевич пострадал из-за того, что пытался сместить Винцука Вечерку и взять руководство партией в свои руки. Напомним, что в декабре 2007 года на съезде партии за кандидатуру Вечерко проголосовало 118 делегатов съезда, а Михалевич набрал 110 голосов. В результате партия практически раскололась надвое, поэтому в качестве компромиссной фигуры руководителем БНФ был избран Борщевский.

Кроме того, Михалевич слишком сильно сблизился с Александром Милинкевичем и призывал использовать лидера движения «За свободу» в качестве засвеченного символа борьбы с режимом Лукашенко. Это, в свою очередь, привело к тому, что часть членов БНФ разрывалась между партией и движением Милинкевича, что не могло не злить старшее консервативное поколение БНФ. Поэтому аксакалы БНФ решили как можно быстрее избавиться от активного, амбициозного и перспективного Михалевича. Как оказалось кадровая чистка не пошла на пользу.

Когда перед Радой БНФ встал вопрос, будут ли они выдвигать кандидата от партии на предстоящих выборах (в нескольких президентских сезонах партия не участвовала напрямую, а поддерживала «чужих» кандидатов), с кандидатурой возникли серьезные проблемы – и БНФ стал не тем, что в 90-е, и лидер, с которым до сих пор белорусы ассоциируют партию, давно осел в Америке, да и внутрипартийные разборки довели до открытых исключений из рядов организации самых перспективных и молодых лидеров. Причем из молодежного крыла исключили всех тех, кто мог бы хоть как то выступить против нынешнего руководства БНФ и не поддержать Григория Костусева как единого партийного кандидата в президенты. Не хотели молодые и амбициозные представители БНФ видеть кандидатом от партии уроженца Шкловщины, бывшего директора совхоза, окончившего Белорусскую сельскохозяйственную академию и имеющего троих детей. Слишком символичными и похожими стали для них факты биографий Костусева и Лукашенко.

Тоталитарные зачистки вместо поиска компромисса и переговоров привели к провалу – поздний старт предвыборной гонки — съезд партии, на котором определились с претендентом от БНФ, состоялся 30 мая этого года, да и неизвестного белорусам политика Григория Костусева раскрутить за эти пару месяцев так и не удалось.

Неделю назад сайт «Белорусский партизан» запустил спецпроект, посвященный президентской кампании. Даже здесь была отмечена непопулярность лидера когда-то самой дисциплинированной и самой многочисленной партии — БНФ, а перспективы Костусева оценены как ничтожные. За Григория Костусева не голосуют. Если он и наберет необходимое число подписей для регистрации, у него нет никаких шансов победить на выборах. Участие в кампании для него — пустая трата времени и денег. Это свидетельство безусловного кризиса БНФ, ошибочности их нынешней политической и избирательной стратегии.

В Беларуси налицо признаки политической либерализации, о которой так долго мечтали белорусские оппозиционеры. Послабления сыплются как из рога изобилия – Центризбирком зарегистрировал инициативные группы всех, кто пожелал участвовать в президентских выборах, власти не ограничивают ни численность, ни сроки пребывания наблюдателей из стран СНГ и от ОБСЕ, сам Лукашенко агитирует граждан подписываться за представителей оппозиции, чтобы кандидатов в президенты стало больше. Казалось бы, вот они условия для объединения во имя высокой идеи всех демократических сил Беларуси. Однако о каком объединении может идти речь, если даже внутри отдельных партий балом правят закулисные интриги и нереализованные амбиции …