Без АКБ автомобиль бесполезен

Как показывает практика, средний срок службы современных аккумуляторов 3–5 лет в зависимости от бренда, условий эксплуатации и грамотного обслуживания. Поэтому, как водитель профессионал, так и обычный автолюбитель, периодически сталкивается с проблемой выбора хорошей батареи для своего транспорта. Задаваясь вопросом о том, какой выбрать аккумулятор для авто, нужно понять по каким параметрам их вообще нужно выбирать, какие виды АКБ существуют, как они маркируются и что следует учесть при выборе батареи для конкретной машины.
Назначение и типы
Автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) предназначены для решения трех основных задач:
запуск мотора;
питание определенных систем и оборудования при выключенном двигателе;
энергетическая подпитка штатного генератора при пиковых нагрузках в процессе работы силового агрегата.
Сегодня промышленность предлагает 3 вида аккумуляторов:
свинцово-кислотные (обслуживаемые);
свинцово-кальциевые (необслуживаемые);
гелевые.
Обслуживаемые
Традиционные свинцово-сурьмянистые (свинцово-кислотные) модели для простого обывателя легко различаются откручивающимися крышечками (пробками) и возможностью доступа внутрь конструкции. Их достоинство в том, что это наиболее дешевые аккумуляторы для авто. Плюс к этому при коротком замыкании пластин, есть возможность заменить поврежденный блок.
Недостаток свинцово-сурьмянистых батарей – в необходимости постоянного контроля и обслуживания. Если «падает» уровень воды и электролита, то приходятся их пополнять. В противном случае после полного выкипания электролита придется раскошелиться на новую батарею. Как правило, после 2 лет эксплуатации емкость обслуживаемых аккумуляторов снижается на 50%.
Необслуживаемые
Свинцово-кальциевые батареи зачастую можно узнать по отсутствию пробок. Преимущество данных моделей в том, что им не требуется обслуживание, так как конструкция полностью герметична. Исключение – необходимость контроля емкости и своевременной подзарядки.
Основной недостаток в стоимости, которая в 2 раза выше по сравнению с обслуживаемыми аналогами. Ресурс свинцово-кальциевой батареи 4–5 лет.
Гелевые
Работа АКБ этого типа основана на использовании особых сепараторов, пропитанных гелевым электролитом. Они помещаются в специальные конверты и крепятся на дне банок. Так как свинцовый осадок накапливается в закрытой емкости, исключается короткое замыкание пластин. Также такой электролит не испаряется и не замерзает, обеспечивая отличные характеристики и быструю работу независимо от условий.
При компактных размерах и меньшем весе аккумулятор гелевый для авто имеет большую емкость по сравнению с вышеперечисленными аналогами, а его срок службы достигает 10 лет. В то же время цена данных моделей на порядок выше.
Маркировка АКБ
Существует несколько систем маркировки АКБ, в том числе SAE (американская), ETN (европейская), DIN (немецкая), JIS (японская), ГОСТ (СНГ), BCI (интернациональная) и другие. В любом случае на корпусе батареи должны присутствовать символы, определяющие товарный знак, тип, дату изготовления, номинальную емкость, пусковой ток и напряжение, а также другую необходимую информацию (масса, полярность, уровень электролита и так далее). Предлагаем купить в екатеринбурге автомобильный аккумулятор недорого.
Сначала рассмотрим маркировку по ГОСТ на примере: 8 СТ-75 М2 24V 75Ah 420A.
По первой цифре определяется количество аккумуляторов (банок) в АКБ.
Буквы указывают назначение, в данном случае «СТ» – стартерная батарея.
Цифрой 75 маркируется номинальная емкость.
Следующие за емкостью буквы с цифрами несут дополнительную информацию. Например: М2 – два мипластовых сепаратора из ПВХ; Э – эбонитовый корпус; Т – моноблок из термопластичного пластика; А – общая крышка и так далее.
24В (V) – напряжение.
75Ah – емкость.
420А – ток прокрутки (пусковой).
«+» и «–» подскажут полярность.
min и max ограничивают уровни электролита.
25 kg – вес батареи.
Дата выпуска обычно наносится на верхней части АКБ в виде четырех цифр: две первые – месяц, а далее – год.
Дополнительно в маркировке могут присутствовать другие символы.
Немецкая маркировка аккумуляторов для авто может быть выполнена по системе DIN (например: 650 21), либо ETN (650 801 176). В этом случае сначала указывается номинальное напряжение (первые три символа), а вторая группа цифр определяет дополнительную информацию: вибропрочность, наличие ручек, полярность и прочее. Третья комбинация в ETN обозначает ток прокрутки, величину которого можно вычислить, умножив последние цифры на 10. Чтобы узнать емкость батареи, нужно вычесть из первых трех 500.
Батареи японского производства маркируются по нормам внутреннего стандарта JIS. Для удобства рассмотрим значение символов на примере модели 80D26R:
80 – интегральная характеристика, по которой можно определить емкость и пусковой ток, используя специальную таблицу. Ее можно скачать через интернет;
D – категория (форм-фактор) габаритов. Всего существует 8 групп в зависимости от размеров клемм, высоты банок и площади нижней части корпуса;
26 – длина аккумулятора в мм;
R – минусовая клемма с правой стороны крышки, (L – с левой).