Деньги для Хаттаба шли через штат Орегон

В штате Орегон осужден директор благотворительного исламского фонда, который обвинялся в преступном сговоре с целью незаконного вывоза из США денег, предназначавшихся для чеченских боевиков. Судебные документы, полученные вашим корреспондентом, содержат подробности этого дела.

В конце 1990-х-начале 2000-х годов Исламский Фонд «Аль-Харамайн» (ИФАХ) был одной из крупнейших неправительственных организаций Саудовской Аравии с филиалами во многих странах. Он называл себя благотворительной и просветительской организацией.

В 1997 году иранский им мигрант Пируз Седагати, больше известный у себя в Эшленде (штат Орегон) как Пит Седа или Абу Юнус, подал статс-секретарю штата документы на регистрацию орегонского отделения ИФАХ и сделался его единственным американским директором.

Трое других директоров ИФАХ-Орегон были саудовцами.

Один из них, Солиман Буте, регулярно приезжал в Эшланд, чтобы помочь Седагати вести дела организации. Он также проходил впоследствии по его делу, но у Саудовской Аравии нет договора о выдаче с США, и перед судом предстал один Седагати.

У Буте и Седагати был совместный счет в местном отделении Bank of America. Орегонский филиал ИФАХ существовал почти исключительно на средства, поступавшие из Саудовской Аравии. Например, Буте привез оттуда 190 тысяч долларов, на которые Седагати приобрел дом в Эшланде. Он использовал дом как штаб-квартиру филиала и жил в нем сам.

Седагати зарегистрировал свой ИФАХ-Орегон в налоговом ведомстве США как некоммерческую организацию, пожертвования которой при соблюдении ряда условий не облагаются подоходным налогом.

Как заявила суду федеральная прокуратура, атмосфера внутри орегонского филиала «Аль-Харамайн» «была пропитана религиозным экстремизмом с примесью антисемитизма». Мужчин и женщин держали строго порознь и сурово отчитывали за неподобающую одежду или поведение. Приезжие лекторы, которых прокуратура характеризует как экстремистов, делились своими воззрениями по таким проблемам, как — следует ли убивать мусульман, которые перешли в другую веру.

Филиал рассылал тысячам американских заключенных издание Корана с приложением, озаглавленным «Призыв Корана к джихаду (Священная война за дело Аллаха)». В нем превозносился «джихад с оружием», которое включало «танки, ракеты, артиллерию, аэропланы (ВВС), корабли (ВМФ) и т.д., а также обучение солдат пользованию этим оружием», и содержался призыв «убивать тех, кто не верит в Аллаха».

Другим аудиториям рассылалось более миролюбивое издание Корана.

ИФАХ-Орегон также распространял книгу под названием «Исламское руководство по индивидуальной и социальной реформе», которое, по словом прокуроров, «прославляло насильственный джихад». Руководство объявляло священным долгом верующих «изгнать евреев (из Палестины) деньгами или физической войной».

В одном из судебных документов прокуратура излагает историю чеченского конфликта и, в частности, отмечает, что в 1995 году в Чечню прибыла группа иностранных боевиков во главе с саудовцем Ибн уль-Хаттабом, после чего «конфликт приобрел куда более религиозную окраску».

Во время передышки в боях во второй половине 1990-х Хаттаб «создал в Чечне перманентную базу для обучения будущих партизан исламской премудрости и военному делу». База называлась «Институт Кавказ». Руководил им другой саудовец по имени Абу Умар ас-Саиф.

«Чтобы финансировать свою деятельность, — пишет орегонская прокуратура, — Хаттаб и его соратники обратились за деньгами к исламским благотворительным организациям и использовали бурно развивавшийся интернет для пропаганды своей борьбы».

Интервью с вожаками моджахедов и пропагандистские видеоклипы распространялись на веб-сайтах, включая Azzam.com, который власти США называют «главным исламистским террористическим сайтом на английском языке», и qoqaz.net.

Последний был создан администраторами Azzam.com специально для того, чтобы «распространять точку зрения моджахедов на конфликт в Чечне».

Azzam.com включал раздел под названием «Джихад в Чечне». В ноябре 1999 года, когда конфликт снова обострился после вторжения Хаттаба и его иностранных боевиков в Дагестан, в этом разделе было помещено интервью с Хаттабом.

«Вы нуждаетесь в помощи? — спросили саудовца. — В какой именно помощи вы нуждаетесь?» «Чеченская республика окружена со всех сторон, — ответил Хаттаб. — Однако русская армия готова продать все, что угодно. Но денег не хватает».

Саудовец пожаловался, что «в данный момент нет ни единой исламской благотворительной или иной организации, которая бы работала в Чечне. В чеченских городах и селах присутствует лишь Красный крест».

Как пишет прокуратура, «Аль-Харамайн» откликнулась на призыв Хаттаба. Она поместила на своем сайте фетвы исламского духовенства, гласящие, что все мусульмане обязаны помогать чеченским моджахедам деньгами и оружием. На процессе Седагати обвинение предъявило присяжным эти призывы, извлеченные из его компьютеров.

Прокуратура заявила судье, что Седагати является многоженцем, и что одна из его жен переводила в Орегоне с английского на русский исламистскую пропаганду для сайта qoqaz.net.

Орегонский филиал ИФАХ периодически проводил мероприятия по сбору денег на джихад в других странах. В документах упоминаются Чечня и Косово.

Например, весной 1999 года Седагати организовал паломничество группы мусульман из Южного Орегона в Мекку. В Саудовской Аравии их принимали ИФАХ и Буте. Перед тем, как пилигримы вылетели обратно в США, Седагати собрал с них деньги для отправки чеченским боевикам, которых он характеризовал как «борцов за свободу».

Летом или весной 2000 года женщины из ИФАХ-Орегон устроили распродажу драгоценностей для того, чтобы собрать деньги для Чечни.

Анализ стертых файлов в компьютерах организации показал, что было выручено 1763 доллара, которые были переправлены в Чечню каким-то неустановленным способом.

Адвокаты Седагати говорили, что он собирал деньги на гуманитарную помочь страждущим чеченцам.

Ему инкриминировался следующий эпизод. В феврале 2000 года зажиточный египтянин доктор Талаат Фики пожертвовал ИФАХ 150 тысяч долларов. По его словам, Фики «хотел поучаствовать в вашей благородной помощи нашим братьям-мусульманам в Чечне». Фонд предложил, чтобы египтянин перевел деньги в Саудовскую Аравию или в США.

24 февраля 2000 года Фики перевел искомую сумму (минус 15 долларов за перевод) из своего лондонского банка на счет ИФАХ-Орегон в Bank of America в Эшленде. 10 марта Седагати и прилетевший из Лондона Буте приехали в банк и купили все имевшиеся там дорожные чеки American Express достоинством тысяч долларов каждый. Получилось 130 тысяч долларов минус 1300 долларов за услуги. Аль-Буте также купил кассирский чек на 21 тысячу долларов.

Саудовец вернулся в Эр-Рияд 12 марта 2000 года, не заполнив при выезде справку о вывозимых деньгах. Ее полагается заполнять, когда вы ввозите или вывозите из США более 10 тысяч долларов в любой форме.

Прокуратура отмечает, что с 1991 по 2000 год он въезжал в США девять раз и всегда заполнял эти документы. В общей сложности Аль-Буте ввез в США 777,845 долларов. Власти сделали из этого вывод, что Аль-Буте и Седагати прекрасно знали о необходимости задекларировать вывозимую сумму.

Седагати также инкриминировалась попытка скрыть судьбу денег, полученных через банк от Фики. По словам прокуроров, он ввел в заблуждение бухгалтера, заполнявшего налоговую декларацию ИФАХ-Орегон. Седагати солгал ему, что 130 тысяч долларов из этой суммы были потрачены на покупку молельного дома в Миссури, а остальные деньги были возвращены Эль-Фики.

В 2002-м и 2004-м годах министерство финансов США официально квалифицировало несколько филиалов «Аль-Харамайн» в разных странах как пособников терроризма. К ним относился и орегонский филиал фонда. Трое саудовских директоров филиала, в том числе Аль-Буте, были объявлены международными террористами. Седагати составлял исключение.

Он спешно уехал из США в феврале 2003 года, когда им уже занялись следственные органы. В 2005 году его привлекли в США к суду. Седагати знал о существовании ордера на его арест и долго оставался за границей, но в августе 2007 года добровольно вернулся в США и сдался властям.

Его адвокаты отрицали вину своего подзащитного и доказывали, что он ничего сознательно не нарушал. Однако орегонские присяжные рассудили иначе. Приговор Седагати будет объявлен 23 ноября.