В чем историческое значение Октябрьской революции?

По результатам опроса 2008 г., несмотря на то, что День Великой Октябрьской социалистической революции перестал быть праздником официально, он празднуется 36 % населения России. Почти 40 % населения России ещё помнят чем на самом деле ознаменован этот день в истории Отечества.

Пожалуй, каждая из современных нам наций празднует такое событие, которое обозначает её место в мировой истории. (Иногда таких событий у одной нации может быть и несколько). Смысл такого национального ритуала (точнее — его идеология) в том, что каждая дата символизирует вклад нации в развитие человеческой цивилизации и позволяет приобщиться потомкам к деяниям и славе своих великих предков.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции был создан СССР. Именно советский период позволил России достигнуть небывалых высот за всю её истории и оказал сильнейшее влияние на мировую историю ХХ и последующих веков. Уже только по этим причинам годовщина Великой Октябрьской социалистической революции является самым великим днём в русской истории, с каких бы идеологических позиций не воспринимать социализм и коммунизм.

До 1992 года годовщина Великой Октябрьской социалистической революции являлась главным государственным праздником в СССР и отмечалась в день свершения Октябрьской революции 7 ноября и 8 ноября (25 и 26 октября по «старому стилю»), которые в Советском Союзе были выходными. Традиция празднования была заложена в 1918 г. И соблюдалась вплоть до 1991 года. Ежегодно 7 ноября на Красной площади в Москве, а также в областных и краевых центрах СССР проходили демонстрации трудящихся и парады. В остальных населённых пунктах — митинги.

А после распада СССР традицию стали помаленьку менять и выхолащивать его подлинное значение и содержание. Так Б. Ельцин в 1992 г. объявил 8 ноября рабочим днём. В 1995 г. был установлен День воинской славы — День проведения военного парад на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год). В 1996 г. указом президента РФ Б. Ельцина (указ датирован 7 ноября и вступал в силу с момента подписания) — День согласия и примирения. А вот при президенте В. Путине в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» начиная с 2005 года день 7 ноября перестал быть выходным днём. Вместо него выходным днём стал День народного единства, празднующийся 4 ноября.

В этой связи, на наш взгляд, примечательны два следующих аспекта.

Первый. Российская Федерация в 1991 году объявила себя продолжателем Советского Союза, что было признано тогда же почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Это, так сказать, юридический аспект — то, что мы имеем как данность.

Второй. Подменяя содержание праздника 7 ноября, Российская Федерация отказывается от выдающийся части своей советской истории в пользу псевдоисторического пропагандистского лубка о приходе к власти на Руси династии дояр Романовых в начале 17 века. Бездарная политика этих царей в итоге привела к таким социальным катаклизмам, что и династии их не стало и царская Россия перестала существовать. Династия Романовых «прославилась» такими выдающимися деяниями как закреплением на Руси крепостного права, поголовной безграмотностью общества (включая и самих царей), большим человеколюбием в отношении своих же подданных. Может, кто-то забыл, какие клички давал народ этим царям за их дела — «вешатель», «палкин», «кровавый» (эта кличка последнего царя в династии, который уже успел стать святым).

А это, так сказать, идеологический аспект — стремление верховной власти РФ идейно приобщиться к историческому наследию династии бояр Романовых.

Вот, к стати, несколько штрихов к портрету основателя этой «славной» династии Фёдора Романова.

Фёдор Романов (впоследствии Филарет) ещё в 1598 г. понял, какую роль может сыграть своя церковь на примере царя Бориса, поставившего в 1589 г. своего «первого московского патриарха» Иова. После первого неудавшегося заговора против царя Бориса у постриженного в монахи Филарета не было другого пути к власти кроме как стать патриархом московской церкви, и он становится яростным ревнителем «православия» — по сути создаёт свою церковь. Согласно официальной историографии Ф.Н. Романов родился около 1555 г. в семье боярина Н.Р. Юрьева. Фёдор Романов был женат, имел сына (родился в 1597 г.) и дочь. После пострижения в монахи в 1601 г. принял имя Филарет. Это единственный в истории России патриарх, у которого были дети, что сегодня немыслимо по церковному уставу. Это единственный патриарх, которого провозглашали (т.е. назначали, а не избирали) дважды: в 1608 и 1619 гг. Этот человек сумел не только организовать избрание своего несовершеннолетнего сына Михаила Царём всея Руси, но и сам был «избран Великим Государем», т.е. Царём, оставаясь при этом и Патриархом, и единолично правил Московией до своей смерти в 1633 г.

Филарет отнюдь не был русским патриотом, как Дмитрий Пожарский, Козьма Минин или патриарх Гермоген. Даже из его официальной биографии, написанной при его внуке Алексее Михайловиче, ясно, что, прежде чем стать Патриархом, Филарет сразу по смерти Годунова в 1605 г. был назначен польским ставленником «Лжедмитрием I» (по романовской версии истории это бывший служащий Григорий Отрепьев) митрополитом Ростовским. А Патриархом Филарета впервые назначил «Лжедмитрий II», и 1608-1610 гг. Филарет провёл при нём, в его Тушинском лагере.

Филарет стоял практически за всеми заговорами при московском дворе, включая «неожиданную смерть Б. Годунова, которая носила явные признаки отравления, и последующий стремительный государственный переворот и уничтожение рода Годуновых. Ещё одной жертвой отравления стал в 1610 г. М. Скопин-Шуйский, успешно возглавлявший борьбу с поляками. На совести клана Романовых и мученическая смерть инокини Марфы — вдовы Ивана Грозного Марии Нагой в 1612 г., и пятилетнего сына Марии Мнишек Ивана Дмитриевича («ворёнка») — его повесили, а что стало с М. Мнишек неизвестно.

Всё время, пока в Московии шла борьба с польской интервенцией, Филарет находился в стане врага — у короля Сигизмунда III. Об этом официальная история дома Романовых говорит уклончиво: «возглавил вместе с В. Голицыным великое посольство в Польшу в 1610 г. и был задержан в плену», умалчивая при этом, что официальной целью «великого посольства» было приглашение на царство польского королевича Владислава.

Так стоит ли возвеличивать на уровне государственного праздника приход к власти в России бездарных рабовладельцев и подражать им?