СНВ-3 сенат США уже не ратифицирует

Как и следовало ожидать, прошедшие в США промежуточные выборы закончились убедительной, хотя и не разгромной, победой Республиканской партии над демократами. В результате в Палате представителей число республиканцев увеличится минимум на 50, а в Сенате – на 6 человек.

Для России это означает, что ратификация подписанного в апреле 2010 года в Праге президентами Медведевым и Обамой Договора СНВ-3 будет Сенатом США провалена. А в соответствии с этим документом, РФ и США обязывались в течение семи лет сократить суммарное число своих ядерных боезарядов на треть по сравнению с Московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.

Предшественник нынешнего договора, СНВ-2, был подписан Борисом Ельциным и Джорджем Бушем в 1993 году и даже ратифицирован парламентами. Он запрещал использование сторонами баллистических ракет с разделяющимися головными частями, но в силу не вступил, поскольку тогда США вышли из договора по противоракетной обороне, а Россия в ответ вышла из СНВ-2. Однако поскольку Россия и США вместе владеют примерно 95% мирового арсенала ядерного оружия, то необходимость как-то контролировать и регулировать эти средства взаимного гарантированного уничтожения заставила их вновь попытаться заключить ограничительное соглашение.

Однако и на этот раз попытка не удалась, СНВ-3 теперь, скорее всего, уйдет в историю мертворожденным, так и не вступив в силу. Потому что для одобрения этого документа американскими сенаторами требуется, чтобы за него проголосовало не менее 67 членов верхней палаты. Число демократов в Сенате, потенциально готовых поддержать СНВ-3, и раньше составляло лишь 59, а теперь оно снизилось до 53, что делает проблему ратификации договора почти неразрешимой. Ведь для ее решения демократам придется искать недостающие 14 голосов среди членов Республиканской партии, а это, можно сказать, невозможно. Доподлинно известно, что лишь один республиканец в Сенате США поддерживает идею ратификации СНВ-3 — Ричард Лугар, что в итоге дает сторонникам подписания договора о сокращении наступательных вооружений всего 54 голоса. Ожидается, что последние обсуждения договора пройдут в Сенате между ноябрем и январем, шансы на их позитивный итог крайне малы, поэтому новый состав Сената окончательно похоронит СНВ-3 в 2011 году.

Непонятно поэтому, из каких соображений председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов все же выразил слабую надежду на ратификацию. Он заявил, что «сохранение демократами большинства мест в Сенате, пусть и с некоторой потерей мест, позволяет им продолжить внешнюю политику Барака Обамы, не прекращать «перезагрузку» в отношениях с Россией, двигаться к ратификации СНВ-3 и соблюдать все те договоренности, которые Россия и США достигли в последние годы». Эти слова, похоже, являются чистой воды иллюзией, поскольку республиканское блокирующее меньшинство в Сенате гарантированно исключает поддержку им каких-либо внешнеполитических инициатив Барака Обамы.

Причем, еще нынешним летом, когда американский Сенат только начинал обсуждения СНВ-3, именно такой результат промежуточных выборов и предсказывали почти все российские аналитики. Уже тогда единственной возможностью ратифицировать СНВ-3 было сделать это максимально быстро, на волне «перезагрузки» отношений двух стран. Но вялые и нерешительные шаги сенаторов-демократов, особенно главы сенатского комитета США по иностранным делам Джона Керри, убедили всех (за исключением кремлевских советников президента РФ), что он позитивного голосования не подготовит и не обеспечит. Керри тогда почти сразу заявил, что «будет ошибкой» пытаться ратифицировать договор об СНВ с Россией немедленно после подписания его президентами, и сенаторам следует его внимательно изучить. А затем он вообще решил переложить всю ответственность за договор на следующий состав Сената, отодвинув голосование до тех пор, пока в США не пройдут промежуточные выборы, т. е. на период после 3 ноября 2010 года. Всем было очевидно, что Керри и часть его коллег-демократов просто опасаются, что, поддержав договор, они будут обвинены в «уступках Кремлю».

А сейчас, когда в сенате стало еще меньше сторонников Обамы и еще больше появилось его противников-республиканцев, последние шансы на одобрение СНВ-3 исчезли. Очевидно, что теперь американская внешняя политика вообще может стать гораздо более агрессивной и неуступчивой, чем она была даже несколько месяцев назад. Республиканская партия принципиально не поддерживает любые ограничивающие США договоры с Россией, а самые влиятельные ее сенаторы, Джон Кайл и Майкл Маккейн, открыто выступают против них. При этом республиканцы подспудно понимают, что если новый договор по СНВ с Россией будет одобрен, то администрация Обамы зачислит его в список своих внешнеполитических побед, чего Республиканской партии не нужно по определению.

Американские законодатели опасаются ратифицировать договор по СНВ еще и потому, что считают его способным ограничить возможности США размещать новые элементы ПРО в Восточной Европе, вопрос о которой не снят с повестки дня, хотя пока не очень активно обсуждается. Кроме того, они уверены, что СНВ-3 негативно скажется на возможностях модернизации существующих ядерных арсеналов Соединенных Штатов и на дальнейшем укреплении их доминирующей роли в мире.

А ведь еще в конце лета, чтобы помочь администрации президента Обамы продавить ратификацию СНВ-3 через американский Конгресс, Россия пошла на беспрецедентно масштабные экономические и политические уступки Соединенным Штатам. Она обязалась закупать в США куриные окорочка и пассажирские самолеты на миллиарды долларов, а также отказалась продать Ирану уже оплаченные им 5 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300, потеряв только на этом минимум $1 млрд. Не говоря уже о том, что лишилась на ближневосточном рынке репутации надежного поставщика вооружений. Вообще-то это была одна из самых главных уступок, какую только могла сделать Москва Вашингтону, но и она оказалась напрасной.

Российские колебания в вопросе поставок С-300 выглядели настолько странно, что иранские представители в неофициальном порядке выразили МИДу РФ сожаление, что такая большая страна, как Россия, превращается в сателлита США, а ее внешняя политика начинает управляться из Вашингтона. И прозорливо предупредили, что все жертвы, на которые Россия пошла ради подписания СНВ-3, окажутся напрасными, потому что договор ратифицирован все равно не будет, и все усилия Москвы обернутся для нее лишь огромными экономическими, финансовыми и репутационными убытками. Их предупреждения были, естественно, российскими внешнеполитическими чиновниками высокомерно проигнорированы, но оказалось, что иранцы в воду глядели!

Более того, уже после отказа РФ поставлять С-300 Ирану американцы вдруг потребовали от Москвы, правда, вместе с Израилем, отказаться и от поставок Сирии партии современных российских противокорабельных ракет П-800 «Яхонт». Объяснялось это тем, что, попав в Дамаск, «Яхонты» якобы обязательно будут переправлены в Ливан к террористом из «Хизбаллы», и там поставят под угрозу корабли израильских ВМС. Причем, эта просьба шла опять-таки в зачет будущего «обеспечения подписания» договора СНВ-3 в Сенате США. Правда, поначалу министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что контракт на поставку «Яхонтов» будет полностью выполнен Россией, однако затем вокруг этой поставки также началась необъяснимая круговерть, напоминающая то, произошло с контрактом по С-300 для Ирана.

Так, по распространенной во вторник рядом СМИ информации, Россия будто бы уже начала поставлять Сирии ракетные комплексы «Яхонт». В среду эти поставки в Тель-Авиве назвали «стратегической угрозой Израилю, а начальник главного управления военной политики и безопасности министерства обороны Израиля Амос Гилад сообщил, что они «могут негативно сказаться на израильско-российском военном сотрудничестве». Между тем, ровно неделю назад генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин заявлял, что его предприятие не реализует контракты на поставку Сирии противокорабельных ракет, поскольку таких контрактов вообще нет. «Естественно, «Рособоронэкспорт», не имея таких контрактов, не может их (ракеты) поставлять». По словам Исайкина, вопрос о поставках этих ракет Сирии решает руководство страны.

Если вспомнить, как начиналась интрига вокруг поставок Ирану С-300, как она развивалась, как подпитывалась такими же взаимоисключающими сообщениями и чем она закончилась, то сходство с нынешней ситуацией становится пугающим. Причем, ясно, что если Москва, уступая просьбам Израиля и США, откажет еще и Сирии, то на мировом рынке вооружений нашу страну вообще перестанут принимать в расчет.

Что же касается срыва ратификации договора СНВ-3, то о нем российские военные как раз сожалеть не должны. Этот документ разрабатывался в спешке и, по мнению наших серьезных военных специалистов, выгоден только Соединенным Штатам. Он просто урезал на треть российские и американские ядерные арсеналы без учета сил американских союзников по НАТО. А главное, в нем не делалось увязки с ограничением наиболее серьезной угрозы России со стороны США – с ее системой ПРО, создаваемой, чтобы уничтожать российские баллистические ракеты еще на их старте.

Известно, что перед подписанием договора Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой Москва пыталась настаивать на этой увязке, но делала это слабо и безуспешно, а затем быстро на все согласилась, поддавшись мощному американскому прессингу. Известно также, что российская Академия геополитических проблем специально требовала от руководства России вообще не подписывать никаких новых договоров в сфере ядерных разоружений без военно-политической экспертизы их текстов специалистами, но это требование было проигнорировано.

На наше счастье, лютая нелюбовь республиканцев США к Обаме может теперь спасти Россию от ратификации совершенно невыгодного ей договора СНВ-3. Ибо он в значительной степени сокращает и ограничивает ее последний реальный и наиболее боеспособный оплот – ядерные силы сдерживания. Ведь российские обычные вооруженные силы приведены сердюковскими реформами фактически в небоеспособное состояние, а коррупция, воровство и завышенные цены на боевую технику не позволяют их толком перевооружать. Так, в августе 2008 года, когда потребовалось дать отпор грузинской агрессии против Южной Осетии, Генштабу пришлось собирать боеспособные части откуда только было можно, а на острие российского наступления гнал грузин знаменитый батальон ГРУ «Восток». Теперь, кстати, расформирован и он.

В 70-80-е годы прошлого века Москва сама предлагала западным государствам взаимно и полностью «обнулить» ядерные арсеналы, поскольку ее обычные вооруженные силы обеспечивали СССР полное превосходство над НАТО в любом безъядерном конфликте. Тогда западные военные эксперты подсчитали, что 20 тысячам советских танков потребуется несколько дней, чтобы захватить город Брест на западе Франции, если только НАТО не сможет остановить их ядерным оружием. Его тогда назвали на Западе «потенциалом сдерживания».

Сегодня в результате двух десятилетий полного невнимания руководства России к армии наша страна оказалась в ситуации, когда единственное, что еще осталось способным ее защитить,— ее ядерный потенциал сдерживания. Военные конфликты в Ираке, Югославии и Афганистане показали, что США превзошли РФ в развитии новейших систем высокотехнологичных неядерных вооружений. По мнению военных специалистов, отставание России от США в оружии высоких технологий, накопленное за время безразличия руководства страны к оборонным вопросам, составляет уже не годы, а эпохи. Это — высокоточное оружие, космические боевые платформы, бесшумные ударные подводные лодки, боевые лазеры, разведывательные и ударные беспилотники.

Поэтому грядущий отказ американских сенаторов ратифицировать СНВ-3 российские военные должны только приветствовать — ведь тогда он хотя бы не обернется для России дальнейшими катастрофическими последствиями. При этом все останется по-прежнему — США будут реализовывать свои военные программы, Россия свои, но тогда Москва хотя бы не будет облегчать США задачу нейтрализации меньшего числа российских стратегических ракет.

Останется также фактом и то, что на пути к этому результату Россия понесет огромные финансовые, репутационные и политические потери из-за отказа продать Ирану С-300. В придачу Россия будет теперь ради несостоявшейся ратификации СНВ-3 годами покупать американскую курятину и «Боинги», кормя американских рабочих вместо своих.