В Европе не могут решить, как относиться к Януковичу

Программа экономических реформ Виктора Януковича носит подлинно трансформационный характер.

В Европе кипят страсти вокруг того, как относиться к новому президенту Украины Виктору Януковичу. Накануне местных выборов, прошедших в воскресенье, в Брюссель ринулись сторонники и противники Януковича убеждать европейских чиновников в приверженности президента делу демократии — или наоборот, его безразличии к нему. Критики Януковича считают его марионеткой России. По их мнению, президент движется к авторитаризму в путинском стиле, пытаясь восстановить порядки, существовавшие в стране до «оранжевой революции». Эти тенденции, безусловно, тревожны. Однако парадокс нового правительства заключается в том, что вскоре оно может стать звездой экономической либерализации в Европе.

Мало какие страны так пострадали от глобального финансового кризиса, как Украина, ВВП которой в прошлом году сократился на 15 процентов. Страна слишком зависела от экспорта ограниченного числа товаров — главным образом стали и металлов — и крайне болезненно пережила сокращение глобальных источников кредитования. В условиях роста безработицы, снижения заработных плат и краха рынка недвижимости банковская система Украины была на грани распада. Пришлось звать на помощь Международный валютный фонд.

Однако с управлением кризисом украинские власти справились неожиданно хорошо. Бывший премьер-министр Юлия Тимошенко находилась в постоянной конфронтации с бывшим президентом Виктором Ющенко. Раскол между принцем и принцессой «оранжевой революции» заблокировал множество законов об экономических реформах. Однако во время кризиса предыдущее правительство принимало в основном правильные решения — прежде всего оперативно договорившись о помощи с Международным валютным фондом.

Новое правительство, пришедшее к власти после февральских выборов, одержало победу не потому, что обещало реформировать экономику в либеральном духе. Однако оно представило амбициозный план реформ, включающий в себя сокращение дефицита бюджета, повышение самостоятельности центрального банка, введение упрощенного налогового кодекса с пониженными ставками налогообложения, дерегулирование рынков, приватизацию государственных активов, реформу системы социального обеспечения и реструктуризацию непрозрачного и неэффективного энергетического сектора Украины.

На осуществление столь радикальных реформ потребуется время. Судя по индексу Всемирного банка «Ведение бизнеса», делать бизнес на Украине труднее, чем в Иране. И без того низкий общий уровень экономической свободы сократился за последние пять лет. В Индексе экономической свободы аналитического центра Heritage Foundation и Wall Street Journal Украина заняла 162-е место из 179 стран. Коррупция носит повальный характер, а административный процесс получения лицензий на ведение бизнеса напоминает византийские нравы.

Программу реформ нового правительства, призванных решить эти проблемы, вряд ли можно назвать продуктом экономической философии Кремля. Так как же примирить либеральные воззрения президента Януковича в экономической сфере с его репутацией авторитарного лидера и тенденцией на сближение с Россией?

Вероятно, ошибочно изображать Януковича в столь резких идеологических цветах. То, что мы видели до сих пор, говорит скорее о том, что он прагматик, стремящийся провести Украину через трудные экономические и геополитические времена.

Янукович централизовал власть и сблизил Украину с Москвой. Но он не проводит политику в духе «только Россия». И неправильно говорить, как это делают некоторые в Брюсселе, что он поворачивается спиной к Европейскому Союзу. Возможно, риторика стала менее проевропейской, но Европа останется главным покупателем товаров украинского экспорта. В то же время страны ЕС являются и в ближайшем будущем останутся крупнейшим инвестором в экономику Украины. В этом контексте Россия — менее важный партнер. Именно поэтому новое правительство также считает своим приоритетом углубление торговых и инвестиционных отношений Украины с Европейским Союзом.

Кроме того, Украина не намерена пренебрегать своими обязательствами перед Всемирной торговой организацией, участвуя в бессмысленных торговых инициативах Кремля наподобие таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, который вынуждает эти страны вести торговлю с неэффективными производителями. Ставки для Украины слишком велики для того, чтобы ради удовлетворения имперских амбиций соседей отказываться от стратегии, ориентированной на внешний мир.

Поскольку Европейский Союз отказался рассматривать заявку Украины на вступление, Брюсселю необходимо искать новый подход. МВФ поможет держать Януковича на строгой экономической диете, но для наращивания экономического роста Украине нужна поддержка Европы. Прежде всего Европа должна оказать поддержку реформаторским начинаниям правительства, ускорив переговоры о создании зоны свободной торговли, которая позволит Украине диверсифицировать экономику. Она должна проталкивать демократические реформы, которые способствуют повышению прозрачности как в политике, так и в бизнесе.

Брюссель должен признать, что вступление в ЕС больше не является стимулом для реформ на Украине. Любой лидер страны будет вынужден балансировать между Брюсселем и Москвой. Европа может способствовать интеграции Украины с Западом или подтолкнуть ее в объятия России. Выбор должен быть простым.