Чем недоволен Хамид Карзай?

На днях Россия и США провели первую совместную операцию против наркодельцов в Афганистане. Уничтожены сразу четыре нарколаборатории. В это историческое событие, явившее миру беспрецедентное сотрудничество РФ и Соединенных Штатов, неожиданную ложку дегтя внес не кто иной, как президент Афганистана Хамид Карзай. Он заявил, что крайне недоволен, что борцы с наркотиками хозяйничают на его земле. Между тем, результаты проведенной операции воистину впечатляют: спецслужбы обнаружили и разгромили четыре лаборатории: три по производству героина и одну – морфиновую. Уничтоженных наркотиков хватило бы на 200 миллионов доз – это более миллиарда долларов. Спецоперация готовилась в течение трех месяцев и была проведена близ границы с Пакистаном. Информацию о том, где находятся лаборатории, добыли российские наркополицейские, а силовая часть операции легла на плечи их американских коллег.

«В операции участвовали около 70 сотрудников, три десантных вертолета и шесть вертолетов воздушной поддержки. В результате уничтожено более 900 кг героина и более 156 кг опиатов. Уничтожено значительное количество технологического оборудования», – рассказал подробности акции директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. Глава Госнаркоконтроля подчеркнул: Россия заинтересована в дальнейшей работе в данном направлении и располагает данными о дислокации и других нарколабораторий, в том числе в провинции Гильменд, где произрастает 65% от всего опиумного мака в Афганистане. По мнению Иванова, уничтожать необходимо как плантации опийного мака, так и лаборатории, в которых готовят наркотики.

Это обращение руководителя ФСКН явно направлено не только в адрес одной страны, Соединенных Штатов Америки, но и на более широкий международный уровень. Неслучайно генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен посетит Москву 2-3 ноября для подготовки саммита Россия – НАТО в Лиссабоне. Это первый после войны в Южной Осетии в 2008 году, когда на Запад накатила очередная волна охлаждения к РФ, подобный саммит. Он пройдет в португальской столице 20 ноября в рамках саммита Североатлантического альянса. Политики и представители силовых структур ожидают, что саммит не превратится в очередное плановое мероприятие. Его участники должны принять немало решений по наполнению сотрудничества России и НАТО практическим смыслом.

На этом фоне чудовищно и дико прозвучало заявление президента Афганистана, который выразил свое возмущение проведенной спецоперацией и отметил, что никакая организация «не имеет права проводить данный тип операций на территории государства без согласия с афганским правительством». На неожиданный выпад президента Афганистана уже ответили в российском Наркоконтроле. По данным ФСКН, афганские власти были проинформированы об операции, а подразделения этой страны принимали участие в операции. Теперь любопытно, что скажут в Америке, – ведь непосредственно в силовой операции российские наркополицейские участия не принимали, там были задействованы американцы и афганцы. Еще интереснее выяснить, что означает демарш человека, управляющего Кабулом и его окрестностями? Возможно, все объясняет личная заинтересованность Карзая и членов его семьи в доходах от выращивания и поставок опиатов, о которых известно не только экспертам, но и многим пытливым читателям различных интернет-ресурсов. Так, согласно данным, приводимым экспертами, брат президента Ахмед Карзай сам является крупнейшим наркобароном.

Только в 2009 году в Афганистане было произведено около 750 тонн героина. Точек, где его производят, – свыше 400. Российская Федерация неслучайно столь близко к сердцу воспринимает эту статистику из чужой страны. По данным Госнаркоконтроля, в России порядка пяти миллионов наркоманов, большинство из которых как раз страдают зависимостью от афганского героина. А ровно год назад по результатам мониторинга Управления ООН по наркотикам и преступности Россия была названа крупнейшим национальным рынком сбыта героина, потребляющим пятую часть от всемирного объема производства этого наркотика. Об этом шла речь в отчете «Наркомания, преступность и мятежники. Транснациональная угроза афганского опия». Эксперты ООН сообщили тогда, что за последние 10 лет количество наркоманов в нашей стране увеличилось в 10 раз, и сейчас они потребляют от 75 до 80 тонн афганского героина в год. В России от наркотиков ежегодно умирают 30-40 тысяч человек (тогда как по всему миру, по приблизительным оценкам, – 100 тысяч человек). В России колется около одного процента всего населения.

Страшные цифры сыплются на россиян нескончаемой чередой: героиновых наркоманов у нас столько же, сколько в остальных европейских странах вместе взятых. К тому же, на Западе (включая Америку) куда большей популярностью пользуются так называемые «легкие» наркотики – галлюциногены и марихуана. Таким образом, Россия в первую очередь заинтересована в разорении ядовитого наркотического гнезда, в которое превратился Афганистан. И превратился не так уж давно: неслучайно стало общим местом воспоминание о том, что проклинаемые Штатами талибы как раз умели держать ситуацию в руках и не при них, а именно после прихода коалиции, начался опиумный беспредел. Например, 9 лет назад, когда на наркорынке замаячила угроза перепроизводства, мулла Омар издал декрет о запрете культивирования опиумного мака.

Если до военной кампании, затеянной в 2001 году администрацией Джорджа Буша, львиная доля поставок героина осуществлялась из Мьянмы, Таиланда и Лаоса, то после вторжения в Афганистан среднеазиатский регион занял однозначно лидирующую позицию на этом преступном рынке. Американские власти намеренно закрывали глаза на беспредел, творимый под их носом, поскольку сверхзадача состояла в том, чтобы удержать за собой новые стратегически важные территории. Атмосфера беспредела (каковой в свое время не допустили даже талибы), негласно поддерживаемая в Афганистане, оказалась на руку Соединенным Штатам, не жалевшим ни собственных солдат, отдававших жизни за сомнительные цели, ни тем более местное население.

В любом случае, главной пострадавшей стороной, как показывают все приведенные данные, оказалась Россия. Сюда зелье поступает через Центральную Азию, бывшие союзные республики. Эмомали Рахмон, президент одной из таких республик – Таджикистана – неоднократно заявлял, что США и НАТО не прилагают никаких усилий по борьбе с наркобизнесом в Афганистане. Душанбе считает, что поток ядовитого зелья через совместную границу постоянно увеличивается, находя пути проникновения на рынки России и Европы. После долгих лет, когда ситуация усугублялась все больше и больше, и в первую очередь для РФ, совместная операция Америки и России в Афганистане имеет шанс стать началом общей геополитической стратегии, направленной против мировой наркомафии, прочно окопавшейся в афганских горах и на плантациях. Если эта борьба выйдет на уровень коалиции и НАТО, шансов хотя бы частично решить проблему станет гораздо больше.

В свое время немалый резонанс в обществе вызвали слова председателя Отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Дмитрия Смирнова. Он предлагал уничтожить маковые поля в Афганистане при помощи авиаударов отечественной авиации. Тогда многие обвинили священнослужителя в утопизме. Но сейчас, похоже, и западные коллеги должны прийти к пониманию ситуации: рано или поздно ошибки надо исправлять, и силовые методы здесь необходимы.