Бразилия продолжает левый курс

Левые в Бразилии и во всем мире празднуют победу — преемницей Лулы да Силвы избрана выдвинутая им Дильма Русефф. Таким образом, у местных левых впереди еще четыре года пребывания у власти и продолжения курса уходящего, но сверхпопулярного президента. Можно сказать, что главный победитель состоявшегося в воскресенье второго тура выборов — именно президент Лула.

Бразилия сегодня — одна из ведущих стран мира. У нее седьмая по размерам экономика на планете, и пятое по численности население. Вместе с Россией, Индией и Китаем она входит в так называемый БРИК — неформальное объединение четырех стран, выдвигающихся на смену старым лидерам — Европе, США и Японии. Голос Бразилии все слышнее в международных делах, недаром в повестке дня стоит вопрос о вхождении ее в число постоянных членов Совбеза ООН.

За восемь лет правления Лулы да Силвы Бразилия сделала мощный рывок вперед, покончив с внутренней нестабильность, как в экономике, так и в политике. Его победа в 2002 году поначалу многих напугала, но, как оказалось, в ней не было ничего страшного. Курс Лулы отличался, с одной стороны, взвешенностью и умеренностью, с другой — неуклонным и последовательным выполнением объявленных им приоритетов — борьбы с бедностью, неграмотностью, недоеданием, расширением доступа к здравоохранению.

Благодаря такому сочетанию не были напуганы иностранные инвесторы и местный бизнес, которые продолжали вкладывать миллиарды в экономику страны. При этом беднейшее слои населения наконец-то почувствовали, что во власти есть те, кто думает о них. Эта политика принесла Бразилии процветание и выгодно отличала ее от соседних Венесуэлы и Боливии, где тамошние левые президенты, напротив, втянулись в порочный круг неправовых действий, репрессий против оппозиции, борьбы с инвесторами, разваливая экономику.

Поэтому в 2010 году со всей актуальностью встал вопрос — кто сможет продолжить курс Лулы на общенациональный консенсус? И ответ на него дал сам президент, весьма неожиданно выдвинув преемником руководителя своего аппарата Дильму Русефф.

Ей шестьдесят три года. Она — дочь болгарского эмигранта-коммуниста, который к моменту ее рождения отошел от политики и стал удачливым бизнесменом. Выросшая в буржуазном кругу, она с двадцати лет включилась в революционную борьбу против военной диктатуры во имя социализма. Русефф даже участвовала в террористической деятельности, за что и была арестована в 1970 году, провела три года в тюрьме, пройдя через пытки и мучительные допросы. Освободившись, она изучала экономику, а после падения режима в 1985 году активно участвовала в политической жизни в штате Рио-Гранди-ди-Сул.

Сперва она была начальником финансов города Порту-Аллегри, затем дважды — министром энергетики штата. С этой должности она попала в первый кабинет Лулы да Силвы, который весьма неожиданно пригласил ее министром энергетики, но уже на федеральном уровне. Там она проявила себя блестящим администратором. Неудивительно, что именно Дильму Русефф он назначил в 2005 году начальником своего аппарата — после ряда скандалов в его администрации и громких отставок лиц из ближайшего окружения. Она сумела поставить работу аппарата на должный уровень, будучи по сути премьер-министром Лулы, поскольку должности главы правительства в Бразилии нет. Правда, у нее не хватало опыта публичной политики, поскольку она никогда не занимала выборных должностей, однако, как показала кампания, Русефф оказалась способной ученицей.

Ее главным соперником стал Жозе Серра, уже претендовавший на этот пост в 2002 году, и занявший тогда второе место после Лулы. Он старше Дильмы на пять лет, и также пострадал во времена военной диктатуры, уехав из страны на четырнадцать лет. Вернувшись, он стал депутатом парламента, а после служил министром планирования и здравоохранения. Потерпев поражение от Лулы, он не ушел из политики, а стал сперва мэром Сан-Паулу — самого большого города страны, а после — губернатором одноименной провинции. Он член Бразильской социал-демократической партии, которая в этой стране, вопреки названию, скорее занимает правые позиции.

Таким образом, Бразилию ожидала схватка двух опытнейших политиков. По первым опросам Серра лидировал, но оказалось, что он просто был более известен бразильцам. Когда Русефф активно включилась в борьбу, и за нее начал агитировать Лула, ситуация изменилась. Ее рейтинг начал стремительно расти. Ей не помешало даже то, что свою кандидатуру выдвинула Марина Силва, бывший министр по охране окружающей среды в кабинете Лулы да Силвы. С ней еще в бытность министром энергетики у Русефф не раз случались острые столкновения. Марина Силва отстаивала экологическое равновесие, особенно в лесах Амазонии, благодаря чему и стала известна. Однако во время избирательной кампании Силву поддержали только «зеленые», чего было явно недостаточно, и в первом туре она получила лишь 19% голосов. Впрочем, этого результата хватило, чтобы сорвать победу Русефф уже в первом туре.

Во время кампании Дильма Русефф везде говорила, что будет продолжать курс Лулы, и этого было достаточно, чтобы завоевать всеобщее внимание и поддержку. Впервые программы основных претендентов на победу не сильно различались между собой. И Русефф, и Серра, по сути, вели речь об одном и том же, расходясь лишь в деталях. Этот консенсус по основным вопросам можно назвать основным достижением восьми лет правления Лулы. Серра больше говорил о роли частного капитала, а Русефф — о роли государства, но при этом оба не покушались на компромисс, заключавшийся в сочетании свободного рынка и ответственной социальной политики.

Если в первом туре Русефф получила 46%, а Серра — 32%, то во втором у первой было 56%, а у проигравшего — 44%. И это при том, что занявшая третье место Марина Силва не стала поддерживать ни одного из кандидатов. Победа Русефф получилась вполне убедительной, хотя и поражение Серры никак нельзя назвать разгромным.

Одновременно с президентскими в Бразилии состоялись парламентские и губернаторские выборы. В нижней палате блок «За Бразилию, продолжая перемены», который был создан как коалиция поддержки Лулы да Силвы, и состоит из множества левых и левоцентристских партий, одержал решительную победу. Он получил 311 мест из 513 и располагает отныне солидным большинством. В сенате обновлялось 54 места из 81, и там тоже по итогам выборов блок «За Бразилию, продолжая перемены» получил твердое большинство — 50 мест. Правоцентристская оппозиция, представленная блоком «Бразилия может больше», оказалась полностью разгромленной. То же произошло и на губернаторских выборах, которые прошли во всех штатах. Из 18 победивших в первом туре губернаторов 11 принадлежат к сторонникам Лулы.

В ночь после выборов Дильма Русефф сказала: «Уже завтра мы начинаем новую фазу демократии, я поведу вас к ней всех без исключения». И тут же добавила, что дверь президента Лулы всегда остается открытой для нее и ее соратников, и что она рассчитывает в любой момент на его помощь и поддержку. Поэтому ожидать сюрпризов не стоит.

Главный урок бразильских выборов заключается в том, что левые в Третьем мире просто обречены на успех в том случае, если им удается достигнуть реальных социальных и экономических успехов, опираясь на компромисс. Это путь Лулы да Силвы, путь Мишель Бачелет в Чили, недавно умершего Нестора Киршнера в Аргентине. Компромисс возможен всегда, главное к нему стремиться.