В куриной войне у России есть преимущество над США

Когда-то, а было это давно, импортная американская курятина занимала лидирующие позиции на российском рынке. Американские куры были пухлые, со здоровой желтизной, в то время как российские цыплята – тощие и синие. Да и таких-то достать было трудно. Если говорить точнее, то это было в начале 90-х.

Тогда через Атлантику ежегодно переплывал почти миллион тонн куриных ножек. Эта часть курицы не очень-то ценится в Соединенных Штатах, обожающих куриные грудки, но она полностью соответствовала любви русских к темному мясу. Кроме того, ножки были дешевы. Русским они так понравились, что их начали называть «ножками Буша» в честь президента Буша-старшего.

Но в новом раскладе сил на рыночном насесте они оказались почти в самом низу. Первые девять месяцев текущего года действовал полный запрет на американскую курятину. Основанием послужило заявление о том, что дезинфекционный препарат на основе хлора, который используют американские производители, вреден. Американская отрасль провела прессинг по всему полю, и после жестких споров и торга по поводу российского вступления в ВТО, ножки появились в России снова, на сей раз обработанные другим бактерицидным раствором. Но теперь российские покупатели жалуются на высокое содержание в них воды, а после кампании в российской прессе беспокоятся насчет гормонов и антибиотиков.

Теперь ножки Буша невозможно найти в супермаркетах Москвы и других крупных городов. Кому они достаются? Жителям захолустья, школьникам, а также хозяевам ресторанов быстрого питания, у которых в меню есть курятина. (Исключение здесь составляет цепь «Ростикс», которая, несмотря на связь с США, заявляет, что продает только российскую курятину.) Поезжайте на российский оптовый рынок, и вы увидите там соблазнительную выставку из российских и бразильских кур. Но американских там не видно, и лишь после долгих расспросов и уговоров недовольный продавец вытащит вам из морозилки упаковку цыплят из США на 15 килограммов.

В большинстве своем ножки Буша перерабатываются и идут в качестве ингредиентов на приготовление других продуктов питания.

«Покупатель думает, что он ест российскую колбасу, хотя в действительности это американская курятина», — восклицает депутат верхней палаты российского парламента Сергей Лисовский, основавший одну из крупнейших в России компаний по производству мяса птицы.

Лисовский, который был одно время предпринимателем в шоу-бизнесе и партийным функционером, не испытывает особой любви к американской курятине. Он говорит, что американцы просто сбрасывают сюда свою продукцию по низким ценам, так как продать ее дома они не могут. В 90-х годах они обанкротили старые российские птицеводческие предприятия. Но сейчас Россия в состоянии прокормить себя, заявляет Лисовский, и ей следует прекратить действовать в угоду американцам только потому, что она хочет вступить в ВТО. Кроме того, отмечает депутат, имея совершенно новые фабрики и строгие требования в области здравоохранения, Россия производит продукцию более высокого качества.

Да, Общество защиты прав потребителей проводило в июне свое исследование, в результате которого выяснилось, что в восьми из десяти образцов российской курятины, купленной в Москве, содержалась сальмонелла. Но этот опрос вводит нас в заблуждение, говорит Лисовский. Скорее всего, сальмонелла попала в мясо во время перевозки, погрузки и разгрузки. А это не вина предприятий.

Президент Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Андрей Терехин заявляет, что есть весомая причина, по которой никто в мире не есть сашими из курицы. Причина эта – сальмонелла. На его взгляд, речь надо вести о том, чтобы научить российского потребителя безопасному хранению и обработке мяса.

Правительство заявляет, что Россия вынуждена до сих пор импортировать более половины миллиона тонн курятины в год, что составляет 14 процентов от общего объема продаж. По словам Лисовского, это почти на те же полмиллиона тонн превышает реальные потребности. Он обвиняет правительство в завышении оценок с целью подыгрывания американцам.

С другой стороны, американские производители отмечают, что из-за нынешнего российского запрета они понесли убытки в размере около 400 миллионов долларов. А до него за прошедшее десятилетие были и другие запреты, совпавшие по времени с периодом возрождения российского птицеводства.

Американские цыплята, прибывающие в Россию в глубокой заморозке с 18 предприятий из самых разных мест – от Восточного побережья до Джорджии, не могут конкурировать со свежими куриными тушками, составляющими основу производства в России, говорит президент американского Совета по экспорту домашней птицы и яиц Джеймс Самнер (James Sumner). «Это совершенно разные виды продукции, не похожие один на другой».

Курица и есть курица, говорят российские производители. Они отмечают, что когда 1 октября таможенную очистку прошла первая партия кур из США, оптовая цена на курятину снизилась на 5 процентов.

Обе стороны следят за квотами на импорт, которые правительство установит на будущий год. Однако возглавляющий Национальную мясную ассоциацию Сергей Юшин считает, что Россия и впредь будет выгодным покупателем для американских производителей, отчасти в связи с тем, что русским очень нравится темное мясо. «По крайней мере, следующие 10 лет, — говорит он, — мы не сможем изменить количество ножек, крылышек и голов цыплят».

Самнер подтверждает, что американские экспортеры за время действия российского запрета нашли другие рынки для куриных ножек. Но вновь вернувшись в Россию, они хотят здесь остаться – особенно в связи с тем, что Китай, являющийся еще одним крупным покупателем американской экспортной курятины, только что ввел собственный запрет. Китай покупал куриные лапки, и американские производители продавали их туда с огромной радостью, потому что на внутреннем рынке на них спроса нет. Сейчас китайцы обвиняют американцев в демпинге, а американцы считают, что Китай таким образом отвечает на американские пошлины на шины и сталь.

«К сожалению, продукция птицеводства часто используется в качестве политического инструмента, — говорит Самнер, — это очень заметный товар. Может быть, они думают, что у нашей отрасли больше влияния, чем у нее имеется на самом деле. Но она привлекает к себе внимание».