Началась охота на Шаманова

«Паленый» минобороны объявил предупреждение о неполном служебном соответствии «настоящему генералу»

7 октября министерство обороны обнародовало приказ Анатолия Сердюкова, в котором объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии Герою России, командующему ВДВ генерал-лейтенанту Владимиру Шаманову.

Когда в мае-июне нынешнего года «СП» писала о смелых и решительных шагах по противостоянию разрушительным сердюковским реформам вновь назначенного (причем тогда, когда сам минобороны находился в отпуске) командующего ВДВ Владимира Шаманова, многие читатели в своих комментариях предрекали: скоро, мол, ему крылышки пообрубят.

Ждать пришлось не долго. Уже в сентябре вокруг Шаманова разгорелся громкий скандал. «Случайно» в «Новую газету» попали не менее «случайно» к тому времени рассекреченные материалы из уголовного дела, в котором фигурирует бывший зять Шаманова по фамилии Храмушкин. И, конечно же, совершенно «случайно» этим «сливом» оказались аудиозаписи прослушивания спецслужбами телефонных разговоров командующего ВДВ. Журналистам подбросили часть этого «досье», из которой при остром желании можно сделать предположение, что Шаманов пытался использовать подчиненный ему спецназ для предотвращения прокурорского «наезда» на завод «Спорттэк», совладельцем которого является бывший зять генерала.

Поразительно то, что газета, позиционирующая себя ярой поборницей демократических свобод, не очень-то заинтересовалсь, на каком основании взят на прослушку спецслужбами телефон командующего ВДВ и почему эти сведения разглашаются. Как следует из опубликованных аудиозаписей, узнав о том, что следователь по особо важным делам следственного управления по Московской области следственного комитета при прокуратуре РФ Олег Целепоткин приехал с обыском на завод «Спорттэк», Шаманов по телефону якобы приказал своему подчиненному полковнику Панькову отправить туда спецназовцев с целью не выпускать следователя с территории завода до приезда самого генерала. «Вину» Шаманова ничто, кроме этой записи, не подтверждает. Но газету опять же не заинтересовало то, что никакой спецназ на завод не приезжал и, соответственно, никто из военнослужащих к Целепоткину не приближался на расстояние визуальной видимости.

Зато публикация живо заинтересовала министра Сердюкова, который, вероятно, случайно в тот день по дороге на службу купил в уличном киоске «Новую газету». Гневу праведного прораба армейских реформ не было предела. Он приказал тут же начать расследование «дела Шаманова». Интересно, вспомнит ли читатель хотя бы один случай последнего времени, когда из-за публикации в газете назначалось дознание? Если, конечно, публикация не заказана именно для такого случая?

Кстати, сразу после этого помощник командующего ВДВ Александр Чередник заявил журналистам, что оправдываться генералу не в чем. «Десантники ничего противоправного не совершали, в Москву не приезжали, никому даже морду не набили», — сказал он по-солдатски прямолинейно.

Другой сослуживец генерала Владимир Мицкевич сообщил журналистам, что в окружении генерала пока изучают, кто стоит за провокацией. «Сейчас идет анализ ситуации, разбираемся, кто заказчик, кто это пишет, кто чудит. Какие-либо выводы делать пока рано. Очевидно, что Владимира Анатольевича кто-то пытается очернить, с какой целью – пока не ясно», – отметил Мицкевич.

Еще один сотрудник аппарата Шаманова, попросивший не упоминать его имени, заметил, что за провокацией могла стоять ФСБ, якобы заинтересованная в крупном скандале в военном ведомстве. «Лучший армейский генерал, вытянувший на себе грузинский конфликт, начало военной реформы, обустраивающий сейчас ВДВ – боевую основу армии. Укрепление такой фигуры не выгодно ни политикам, ни силовикам. А если за генералом потянется шлейф слухов, пусть и безосновательных, это ослабит его позиции. Как в той поговорке – то ли он украл, то ли у него», – отметил офицер.

Сам генерал Шаманов подтвердил, что обнародованный «Новой газетой» телефонный разговор имел место, но распечатка — это «выбранные места», причем «ловко склеенные». «Там есть немало другого текста, который почему-то опустили», — заявил Шаманов. По словам генерала, «эту ситуацию специально подстроили под телефонный разговор, который было решено записать на пленку. Если эта операция была заранее организована, то ее результаты тоже планировалось предать огласке. Все логично. Цель совершенно очевидная — замарать Шаманова». По мнению генерала, против него «играют», люди «в Чечне и в Москве», цель которых — дистанцировать его от армии.

Кроме Сердюкова, генералом Шамановым недовольны некоторые представители чеченского бандподполья и отдельные правозащитники. Они высказывают претензии по поводу якобы жесткого ведения им боевых действий в Чечне.

Сам генерал во время нашей беседы во время Второй чеченской войны так прокомментировал эти претензии:

— Вот, говорят, что Шаманов жестко воюет, но я никогда не воевал с чеченским народом, мы всегда оставляли коридоры и говорили мирным людям: «Выйдите!» Другое отношение к тем, кто стреляет. Держишь оружие – ты бандит. Я не собираюсь тебя воспитывать. Я не прибыл с миссионерской миссией, я прибыл наводить конституционный порядок. И мне доверило государство солдат и офицеров, за которых я несу персональную ответственность.

Не очень-то любят генерала Шаманова и в дружественной Америке. Два года назад в США даже скандал разгорелся по поводу его встречи с тогдашним президентом Бушем. Шаманов находился в Вашингтоне в качестве сопредседателя комиссии Россия–США по поиску военнопленных и пропавших без вести. По словам самого Владимира Шаманова, целью визита стали переговоры о
ходе розыска пропавших без вести в Афганистане советских солдат. После встречи с нашим генералом, президента США Джорджа Буша правозащитники и оппоненты осудили за контакты с человеком, подозреваемым в нарушении прав человека в Чечне. Даже сняли с должности генерала, который не проверил «прошлое» Шаманова, прежде чем представить его Бушу.

Словом, врагов у Шаманова много, и первый удар по легендарному генералу им удался. Предупреждение о неполном служебном соответствии – самое строгое наказание для офицера и генерала. После него идет отстранение от должности. Если даже этого не случится в ближайшее время, самый решительный генерал современной Российской армии все равно будет подвешен на крючке «последнего предупреждения». Все это очень горько.

Из досье :

В своих мемуарах «Записки окопного генерала» известный герой обеих Чеченских войн Геннадий Трошев писал:

«Шаманов отважно и грамотно воевал в Первую чеченскую, был ранен. После лечения в госпитале Шаманов вскоре вернулся в строй, воевал с азартом и фантазией, с упрямством и ожесточенностью. Без сомнения, операцию в Бамуте в мае 96-го можно смело вписывать в послужной командирский список Шаманова как образец военного искусства в условиях локальной войны. До этого Бамут «федералы» пытались взять дважды, но не смогли. Боевики даже окрестили свою базу в этом населенном пункте «чеченской Брестской крепостью». Но легенду о ее неприступности Шаманов (к тому времени уже генерал) похоронил.

После окончания Академии Генштаба Владимир Анатольевич получил назначение в Воронеж, а в августе 99-го стал командующим бывшей моей 58-й армией. С самого начала чечено-ваххабитской агрессии в Дагестане он находился в Ботлихе и руководил войсками.

Следующая строка его военной биографии: контртеррористическая операция в Чечне в качестве командующего западной группировкой войск. В первые же дни он блокировал пути передвижения боевиков на чечено-ингушской границе, из-за чего испортил отношения с президентом Ингушетии Р. Аушевым. Его войска решительно вломились на территорию Чечни.

«Дрожи, чечен, — идет Шаман!» — шутили в окопах солдаты. Они, конечно, понимали разницу между чеченцем вообще и бандитом. Но сказанная однажды каким-то остряком фраза понравилась и прижилась именно в такой формулировке.

Солдаты любили своего командующего, о котором уже ходили легенды. Пресса писала о «новом генерале Ермолове». И если было в этом сравнении преувеличение, то не такое и громадное. Западная группировка «пошла ломить стеною», бить бандитов наотмашь…

А тем, кто пытается представить его этаким беспощадным усмирителем, скажу: Владимир Анатольевич не отказывался и от военной дипломатии. При подходе войск к одному из населенных пунктов жители его взволновались, поверив провокационным слухам, что «русские» на этот раз никого не пощадят. На площади возник стихийный митинг. Боевики с оружием в руках бродили в толпе, призывая готовиться к сопротивлению против «федералов».

Узнав об этих «волнениях», Шаманов сел на БТР, взял человек десять охраны и рванул впереди своих войск прямо в центр селения — на митинг. Когда он появился на возвышении без оружия — толпа онемела от неожиданности. Даже боевики растерялись и не подняли стволов. А ведь могли почти в упор расстрелять «ненавистного Шамана».

Владимир Анатольевич изложил собравшимся цель операции, дал характеристику бандюкам и жестко обрисовал перспективу в случае сопротивления. Настроение толпы стало меняться, послышались одобрительные возгласы. Уловив доброжелательную реакцию большинства, он сел на бронетранспортер и уехал. Люди, успокоившись, разошлись по домам. Боевикам не оставалось ничего другого, как покинуть село. Оно было занято «федералами» без единого выстрела».