Запад пытается втянуть Россию в афганскую кампанию

Россия и США впервые в истории провели совместную операцию в Афганистане. ФСКН, министерство внутренних дел Афганистана и американский спецназ уничтожили три лаборатории по производству наркотиков на сумму в более чем миллиард долларов. Операцию, которая прошла в нескольких километрах от границы Афганистана с Пакистаном, многие восприняли как готовность РФ помогать НАТО в Афганистане, пусть и не в военной сфере, а лишь в нелегкой борьбе с афганскими наркодельцами.

Когда именно прошла совместная операция РФ и США, в сообщениях СМИ не уточнялось. Однако момент для разглашения сведений о ней был подобран как нельзя лучше. 27 октября британские The Guardian и The Independent сообщили, что НАТО собирается поднять вопрос о непосредственном участии России в афганской кампании. При этом газеты оговорились, что речь пока не идет о вводе российских войск в Афганистан, а лишь об участии Москвы в подготовке афганских военных специалистов, охране границы, борьбе с наркотрафиком и снабжении коалиционных войск.

Ответ России на якобы готовящееся предложение НАТО не заставил себя ждать. В тот же день Дмитрий Рогозин посоветовал тем, кто ждет возвращения России в Афганистан, «поумерить аппетиты». Постпред РФ при НАТО подчеркнул, что российские военные должны служить на территории РФ и о поставках «пушечного мяса» в Афганистан речи быть не может. «Мы в Афганистане были, и нам там не понравилось», — подытожил свою позицию Рогозин.

Вскоре после постпреда смелые предположения британских газет поспешил опровергнуть и официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. По его словам, Россию в Афганистан никто не зовет — ни американцы, ни другие члены блока.

Несмотря на категорические опровержения со стороны официальных лиц, запущенный британцами слух подхватили и мировые СМИ, принявшиеся рассуждать о перспективах российского участия в афганской кампании. Многие западные эксперты сходятся во мнении, что помощь России пошла бы на пользу американцам и их союзникам. С другой стороны, утверждают скептики, российские (а вернее, советские) войска уже воевали в Афганистане, и последствия той военной кампании помнят все — тысячные потери, недовольство населения, а потом и вовсе развал СССР. Следовательно, Москва вряд ли рискнет второй раз наступать на одни и те же грабли.

В свете всего вышесказанного неожиданное сообщение главы ФСКН РФ Виктора Иванова об успешной контрнаркотической операции в Афганистане кажется продуманным шагом. Можно предположить, что таким образом Москва напомнила миру, что и так активно сотрудничает с Вашингтоном по афганскому вопросу. Сейчас Россия оказывает посильную помощь НАТО в обучении афганских служб по борьбе с наркотрафиком, а также обеспечивает поставки через свою территорию невоенных грузов для коалиционных военных. Однако предположения британских газет наводят на мысль, что на Западе об этом как-то позабыли.

С другой стороны, участие российских спецслужб в афганской операции может означать и другое. Например то, что Кремль устал от неудач американцев в борьбе с афганским наркотрафиком, львиная доля которого оседает в России. Только в 2009 году героин из Афганистана унес жизни 100 тысяч наркоманов, 30 тысяч из которых были россиянами. В целом, по данным ФСКН, 90 процентов всех наркоманов в России — потребители опиатов афганского производства.
Обсуждение роли России в афганской кампании НАТО активизировалось в декабре 2009 года. Тогда генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен высказал мнение, что России следовало бы активнее участвовать в операциях в Афганистане, в частности — оказать альянсу помощь, выделив ему вертолеты, запчасти, топливо и даже летчиков. Однако в феврале следующего года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что Россия не будет принимать участие в военных операциях коалиционных сил в Афганистане. Вместе с тем Патрушев отметил, что Москва готова рассмотреть вопрос о разрешении на транзит военных грузов для афганского контингента по российской территории.

Впрочем, вопрос об активизации роли Москвы в афганской кампании, похоже, действительно поставлен. Источник «Независимой газеты» в штаб-квартире НАТО подтвердил, что в Брюсселе и Вашингтоне ждут подвижек от РФ по некоторым вопросам. В частности, рассказал он, НАТО рассчитывает получить согласие Кремля на транзит через территорию России не только гуманитарных грузов для афганского контингента, но и вооружения и боеприпасов. В настоящее время военные грузы идут в Афганистан преимущественно через соседний Пакистан, однако все возрастающая активность пакистанских талибов и бездействие местного правительства поставили под угрозу проверенные маршруты НАТО. В альянсе резонно считают, что вариант с транспортировкой вооружений через Россию может стать достойной альтернативой пакистанским маршрутам.

Другой пункт грядущего сотрудничества должен прийтись по нраву российским производителям техники. Речь идет о так называемом «вертолетном пакете» — договоренности о поставках афганской армии российских военных вертолетов (летом РФ согласилась поставить НАТО 21 транспортный вертолет Ми-17 для нужд коалиции в Афганистане). В альянсе явно не прочь расширить сотрудничество в этой сфере — российская авиатехника дешевле и лучше западной приспособлена для полевых условий гористого Афганистана. Появление в этой стране российской техники будет означать, что на первых порах кому-то придется обучать новых владельцев ее пилотированию и обслуживанию. В то же время в российских военных кругах дали понять, что не собираются отправлять в Кабул своих специалистов, на чем якобы настаивают в НАТО.

Как бы то ни было, эти вопросы, по некоторым данным, будут вынесены на повестку ноябрьского саммита НАТО в Лиссабоне, на который, как сообщалось, приедет президент РФ Дмитрий Медведев.

Со своей стороны и России есть о чем просить НАТО. Традиционно непростые отношения Москвы с альянсом обусловлены не только историческими противоречиями, но и активным «наступлением» Брюсселя на восточном фронте. Размещение американских систем ПРО на границах России, открытая поддержка Михаила Саакашвили и ряд других спорных вопросов — все это мешает пресловутой «перезагрузке» в отношениях между Москвой, с одной стороны, и Брюсселем с Вашингтоном, с другой. Готово ли НАТО в ответ на помощь России пойти на адекватные уступки, может выясниться уже в ноябре.