Переговоры в Дубае обострили обстановку в Афганистане

ОБОЗНАЧИВ сроки своего ухода из Афганистана, США подлили масла в огонь. Военно-политическая ситуация в стране стабильно ухудшается. Уходить надо, но и бросить все на произвол судьбы американцы не могут. Непременно возникнет вопрос: за что боролись?

С другой стороны, долгое военное присутствие в стране наложило на них обязательство по недопущению гражданской войны в Афганистане, которая грозит начаться с их уходом. Для того чтобы избежать этого Вашингтону крайне необходимо заставить «Талибан» сесть за стол переговоров с Хамидом Карзаем, при этом крайне желательно обескровить талибов и обеспечить своему протеже преимущество, с чем те, конечно, не согласны. Демонстрируя свою возросшую активность, боевики навязывают американцам борьбу во всех регионах страны, что даст им возможность диктовать условия и позволит рассчитывать на значительное представительство в органах власти. Еще совсем недавно пояс активности талибов охватывал южные и юго-восточные провинции, теперь он возник и на северо-востоке страны. Переговорный процесс идет. На какой стадии он находится? Эксперты считают, что сами талибы севернее границ Афганистана не пойдут, но вопрос, может ли в дальнейшем эта активность перекинуться при помощи боевиков из Исламского движения Узбекистана на сопредельные страны, пока остается без ответа.

Мирные посиделки в ОАЭ

В минувшее воскресенье в интервью телеканалу CNN специальный представитель президента США в Пакистане и Афганистане Ричард Холбрук заявил, что представители «Талибана» проявляют интерес к мирным переговорам. Сейчас еще рано говорить о ведении переговоров как таковых — в настоящее время происходят «контакты и беседы». Тем не менее данная стадия процесса примирения является важным шагом на пути к стабилизации обстановки в Афганистане. «Мы считаем, что во многом это вызвано ростом давления, которое на них оказывают генерал Петреус и командование международных сил содействия безопасности», — подчеркнул Холбрук. По его мнению, операцию в Афганистане нельзя разрешить исключительно путем боевых действий: «В этом плане важна определенного рода политическая составляющая, и мы наблюдаем за каждой из сторон |решения|», — сказал спецпредставитель Барака Обамы. Вместе с тем он выказал уверенность в том, что проблему безопасности в Афганистане невозможно решить исключительно посредством мирных переговоров: «Здесь нет Хо Ши Мина. Здесь нет Слободана Милошевича. Здесь нет Палестинской автономии. — Здесь есть широко рассредоточенная группа людей, которую мы в общем называем врагом». По мнению экспертов, верхушку движения к столу переговоров подталкивает обеспокоенность быстрым ростом влияния других радикальных группировок, выступивших против правительства Карзая.

В прошлом году стороны уже пытались договориться о прекращении войны в Афганистане. Под патронажем короля Саудовской Аравии Абдаллы прошло несколько раундов переговоров. Однако они не завершились подписанием каких-либо соглашений. Причиной срыва переговоров называют невыполнимое требование талибов о немедленном прекращении иностранного военного присутствия в Афганистане.
Как сообщает The Washington Post, сейчас талибы изменили позицию, более того, как заявил катарскому телеканалу Al Jazzier «источник, близкий к переговорам», направили в Дубай делегацию, наделенную «самыми широкими полномочиями». Сообщается, что представители «Талибана» получили на это благословение муллы Омара. Имена участников переговоров как со стороны правительства Карзая, так и со стороны движения «Талибан» держатся в секрете, известно лишь, что речь идет о высокопоставленных представителях. Тем не менее главный вопрос с повестки дня так и не снят. По мнению талибов, следует все же определить точную дату ухода «оккупантов». По общему признанию, пока переговоры носят «предварительный характер». Талибами выдвинуты два пункта в качестве основных условий прекращения огня. Во-первых, движение потребовало выделить его представителям квоту в будущем, послевоенном руководстве Афганистана. Во-вторых, талибы требуют снять все обвинения с лидера движения муллы Омара и предоставления ему гарантий безопасности как бывшему главе государства. Как сообщает The Washington Post, лидер талибов планирует поселиться в Саудовской Аравии. Якобы на это уже получено предварительное согласие Эр-Рияда, хотя оно и связано с положительным исходом переговоров в Дубае. The Washington Post констатирует, что молодые лидеры некоторых радикальных организаций все реже прислушиваются к некогда непререкаемому авторитету своего лидера. «Они |талибы| знают, что все больше радикалов делают карьеру в рядах движения и выпадают из-под их контроля, — заявил американской газете ее источник. — Все это придает им абсолютную уверенность в том, что вне зависимости от их военных успехов они не находятся в выигрышной позиции». И это настраивает аналитиков на оптимистический лад, но переговоры — переговорами, а талибы продолжают гнуть свою линию. Они исходят из того, что чем ожесточеннее они воюют, тем легче им будет вести переговоры.

Акция устрашения

Между тем ситуация со снабжением антитеррористической коалиции близка к критической. Мало нападений на конвои с грузами, а тут еще чек-пойнт Торхам, что находится в часе езды от афганского города Джалалабада, несколько дней был закрыт, после того как авиация США по ошибке обстреляла блокпост. Погибли трое военнослужащих Пакистана. Вдобавок ко всем бедам Исламабад потребовал от НАТО выплаты $600 млн. в качестве компенсации за использование альянсом транспортной инфраструктуры страны. Давая разъяснения, МИД Пакистана заявил, что с 2002 года, когда был открыт сухопутный транспортный коридор для войск НАТО в Афганистане, дорожной инфраструктуре был нанесен огромный ущерб, который по приблизительным оценкам равен $83 млн. в год. На эти цели Пакистан ежегодно получает денежные выплаты из Фонда коалиционной поддержки, но, как утверждают в Исламабаде, этих денег недостаточно для покрытия всех издержек, связанных с функционированием транспортного коридора.

В связи с этим в середине 2009 года увеличилась транспортировка грузов по северному маршруту, по которому грузы в Афганистан идут через Таджикистан и Узбекистан. В ответ был зафиксирован рост боевой активности непримиримой вооруженной оппозиции в Кундузе и некоторых других северных районах страны. Как отмечает один из руководителей портала Afghanistan. ru Омар Нессар, до этого север Афганистана считался одним из самых спокойных районов страны, чего не скажешь сейчас. Транзитный статус спровоцировал обострение ситуации в регионе. В конце 2009 и начале 2010 года ряд афганских официальных лиц, в частности, губернатор Кундуза Мохаммад Омар, подвергли жесткой критике немецкий контингент на севере Афганистана. Они назвали его действия по борьбе с боевиками неэффективными и выступили за переброску дополнительных американских военных сил на север Афганистана. В марте 2010 году афганские СМИ сообщили о появлении первых американских патрулей вблизи границы с Таджикистаном.
В мае месяце прошлого года Карзай заявлял, что у афганских властей имеются данные о том, что вооруженные боевики на север страны перебрасываются на неизвестных вертолетах. Губернатор Кундуза обвинил во всех смертных грехах Пакистан, который, по его мнению, заинтересован в сохранении своей монополии на транспортировку грузов НАТО в Афганистан, однако убедительных доказательств приведено не было. В последние несколько месяцев на севере страны национальные силы безопасности при поддержке американской группировки провели несколько крупномасштабных операций против боевиков «Талибана» и «Аль-Каеды», но активность боевиков подавить не удалось. При этом происходило одновременное наращивание численности «северной группировки» сил США. По данным, с приведенным Нессаром, в июне 2010 года численность американской группировки в Кундузе достигла 5 тысяч военнослужащих. Тогда на развитие ситуации на севере Афганистана отреагировали соседние государства Центральной Азии. Заместитель министра обороны Таджикистана генерал-лейтенант Рамиль Надыров выразил опасение, что участившиеся операции НАТО и вооруженных сил Афганистана против талибов в провинции Кундуз могут спровоцировать боевиков к переходу афгано-таджикской границы. 8 сентября таджикские пограничники предотвратили незаконный переход с афганской территории группы из 40 вооруженных человек. По их данным, в ходе боя было уничтожено более 20 боевиков. Но это не было попыткой пересечения государственной границы, уходя от ударов американцев, талибы укрывались на островах на реке Пяндж.

«Если правительство и международное сообщество не предпримут кардинальных усилий по улучшению обстановки в сфере безопасности в Кундузе, то это может привести к катастрофе: северные и северо-восточные провинции Афганистана станут напоминать Кандагар и Гельменд», — заявлял Мохаммад Омар. По его данным, помимо афганских талибов в Кундузе действуют узбекские, чеченские, пакистанские и арабские добровольцы. Центром их сосредоточения является уезд Чахардара. Он говорил о том, что в связи с угрозами талибов в провинции в вечерние и ночные часы прекратили работу операторы мобильной связи, они опасаются подрывов талибами вышек сотовой связи. Владельцы магазинов по соображениям безопасности закрывают свои лавки уже в семь часов вечера. По его словам «большая часть беглецов из душанбинского СИЗО укрылись на подконтрольных «Талибану» территориях на севере Афганистана». Недавно ИДУ распространило заявление, в котором говорилось, что беглецы переправлены в безопасное место. Талибы усилили свое влияние не только в Кундузе, но и в Тахоре, Бадахшане, Фарьябе и других провинциях.

А 8 октября Мохаммед Омар погиб. Губернатор стал жертвой взрыва в мечети Ширкат в городе Талукан — административном центре соседней провинции Тахор. Его произвел проникший в мечеть террорист-смертник. На следующий день там должен был начать работу созданный в середине октября Высший совет мира, в состав которого помимо представителей афганского правительства, старейшин и духовенства вошли бывшие члены руководства «Талибана», исключенные недавно из черных списков ООН. В ответ 25 октября в провинции Тахор был убит Махмад (Мухаммад) Умар — на этот раз крупный полевой командир ИДУ. Он способствовал поставкам оружия боевиков на север Афганистана, организовывал установку взрывных устройств на дорогах Тахора и Кундуза, участвовал в подготовке боевиков. Свято место пусто не бывает. Влиятельный губернатор северной афганской провинции Балх Атта Мохаммад Нур во вторник призвал международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF), и американский спецназ начать проведение боевых операций на севере Афганистана. Его заявление последовало после того, как афганские силы безопасности постигла череда неудач. Стоит отметить, что в последнее время губернатора Балха часто навещает посол США в Афганистане Карл Эйкенберри. Напомним, что близ административного центра провинции — города Мазари-Шарифа, находится крупная военная база США и учебный центр по подготовке афганских сил безопасности.

ИДУ ждут на юге Кыргызстана

По данным спецслужб Таджикистана, боевики Раштской долины недавно осуществившие нападение на колонну министерства обороны, финансировались из-за рубежа. По мнению заместителя директора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте РТ Сайфулло Сафарова, это подтверждает наличие у боевиков больших финансовых средств для приобретения оружия. «Без финансирования извне они вряд ли имеют средства для закупки оружия», — считает он. Заметим, что и прежде в долине находили схроны с оружием и боеприпасами. Ответственность за атаку на колонну военных, в которой погибли 28 таджикских военных, взяло на себя ИДУ. Руководство движения в своем заявлении отметило, что «эта атака совершена в ответ на преследование верующих в Таджикистане и сотрудничество властей этой страны с США в афганской войне».

Другой эксперт из ЦСИ, Абдунаби Сатторзода, отметил, что в нестабильности Таджикистана не могут быть заинтересованы такие страны, как Узбекистан и Россия: «Дестабилизация обстановки в Таджикистане также угрожает и их безопасности, поскольку в нестабильной обстановке не все участки границы могут быть полностью охраняемыми». Насколько он прав в своем мнении, сказать сложно. Одновременно с этим он отрицает недавно появившуюся информацию о том, что границу Таджикистана с Афганистаном незаметно прошли до 2 тыс. человек. Действительно, когда границу пересекает полк талибов, это трудно не заметить, но ее могли перейти незамеченными группы, состоящие из 10-20 человек, раз 20 или 30. По прогнозам Сатторзода, ситуация в регионе может ухудшиться после вывода сил НАТО из Афганистана, который запланирован на 2012 год. В настоящее время ситуация в Афганистане день за днем ухудшается. «Если такая ситуация сохранится в таком виде и после 2012 года, то она угрожает безопасностью стран, граничащих с Афганистаном», — заявил политолог.
Один из высокопоставленных офицеров разведки «Талибана» сообщил корреспонденту журнала Newsweek, что переброска таджикских и узбекских боевиков в Таджикистан началась в конце зимы 2009 года. В минувшем году сообщалось, что это сделали от 70 до 150 боевиков. Как пишет журнал, члены террористических организаций из Центральной Азии возвращаются в свои страны из-за бесконечных атак американских беспилотников. Издание отмечает, что это преимущественно таджики и узбеки. Какую угрозу они могут представлять и какова их численность?

Член экспертного совета РИА «Новости» Санобар Шерматова в одной из своих недавних публикаций приводит данные Пакистана — «не менее пяти тысяч» боевиков. Она задается вопросом: как вообще ведется учет иностранных боевиков, которые, судя по всему, часто меняют места дислокации? «В отсутствие подробной информации и ссылок на источники названная цифра повисает в воздухе», — считает Шерматова. Вместе с тем она не исключает, что ИДУ может стать элементом чьей-то политической игры: «Теперь ИДУ вполне может получить «заказ» на активизацию в северных районах Афганистана и примыкающих к ним узбекских и таджикских территориях, откуда войскам НАТО доставляются горючее и продовольствие. Логично ожидать, что вслед за союзниками, перешедшими к использованию северного маршрута из-за ненадежности Хайберского перевала, подвергавшегося атакам противника, к северу устремят свои взоры и талибы. А эти места боевикам ИДУ хорошо знакомы: в 90-х годах будущие члены Исламского движения вместе с соратниками из таджикской оппозиции находились в статусе гостей военного лидера «Северного альянса» Ахмад-шаха Масуда, контролировавшего пограничные с Таджикистаном районы. Не говоря о том, что на этих территориях проживают родственные узбеками и таджикам народы» и потомки басмачей. В начале октября один из правительственных чиновников в районе Имам Сахиб провинции Кундуз сообщал о том, что талибы «фактически полностью контролируют северные границы области».

В таджикских СМИ неоднократно сообщалось о возвращении из Афганистана на родину бывшего полевого командира ОТО муллы Абдуллы, который тесно сотрудничал с ИДУ. И что примечательно, о нем много пишут, но никто в глаза его не видел. Более того, репортер одного из российских телеканалов Санджар Хамитов говорил о том, что несколько лет назад в Афганистане ему показывали могилу муллы Абдуллы. По мнению обозревателя российского Newsweek Орхана Джемаля, «мулла Абдулла — чистейшей воды миф, своего рода бен Ладен». Против него осуществляются войсковые операции, но никто его не может поймать, «зато на него можно списать что угодно», — говорил журналисту его анонимный источник в таджикском министерстве обороны. Он обратил внимание на странную закономерность: «Непримиримый полевой командир появляется тогда, когда Эмомали Рахмону надо расправиться с очередным оппонентом», — считает он. В последний раз в прошлом году, когда «устранили» бывшего командующего войсками ОТО Мирзо Зиеева.
Тем не менее в пригороде Худжанта — Исфаре действует ячейка ИДУ, чья численность оценивается в 40-50 человек. Пока она «варится в своем соку» и ограничивается нападениями на таджикских милиционеров.

Тем не менее Джемаль считает, что бывшие командиры ОТО поддерживают контакты с ИДУ. В ходе своего недавнего визита в Кабул таджикский президент заявил: «Сообщения некоторых СМИ о переходе большой группы членов движения «Талибан» и «Аль-Каеды» из Афганистана в Таджикистан не соответствуют действительности». По его словам в событиях в Раштском регионе принимали участие граждане бывших союзных республик, прежде всего самого Таджикистана. В отличие от него большую обеспокоенность высказала временный президент Кыргызстана Роза Отумбаева: «200 парней уже вывезены из Кыргызстана на базы боевиков, где их готовят к джихаду». Думается, что таковых значительно больше. Останутся ли слова нового эмира ИДУ Усмана Адила просто угрозой? «Пусть Аллах сделает так, чтобы мусульмане сделали правильный вывод и чтобы они смогли идти по пути джихада — пути славы и чести», — заявил он 17 августа, говоря о возможности мести за июньские погромы на юге Кыргызстана. В ходе недавней поездки в Ош и Джелалабад один из руководителей запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», отметив, что они приемлют исключительно идеологические методы борьбы рассказывал мне о том, что влияние его партии после июньских событий заметно упало. Он говорил, что пока членов ИДУ в Кыргызстане нет или очень мало, но это вопрос времени. Что местное население было воодушевлено, когда возникли слухи о том, что боевики ИДУ идут на помощь своим соплеменникам. По его словам, здесь их ждут с распростертыми объятиями.