Россию проверяют на способность покончить с враждой

В июне прошлого года канцлер Ангела Меркель обедала под Берлином с президентом России Дмитрием Медведевым и удивила своего гостя, сделав ему крайне необычное предложение.

Если Россия заинтересована в сотрудничестве с Европой, особенно по вопросам безопасности, она должна помочь разрешить давний конфликт в Приднестровье, заявила г-жа Меркель, страна которой входит в число наиболее тесно политически и экономически связанных с Россией.

Приднестровье — это узкая полоска земли, юридически входящая в состав Молдавии, бедной страны, граничащей с Румынией. С начала 1990-х, пользуясь поддержкой Москвы, приднестровские сепаратисты, настроенные националистически и пророссийски, пытаются отделиться от Молдавии.

В Европе о конфликте почти никто не помнит, во всяком случае, не помнил до тех пор, покуда этот вопрос не подняла Меркель, хотя Приднестровье находится практически на пороге Европы. Брюссель по сути дела предоставил решение этого вопроса Организации безопасности и сотрудничества в Европе (объединению пятидесяти шести стран), но пользы это не принесло.

Помимо 1100 российских солдат, размещенных в Приднестровье, у сепаратистов есть свои солдаты, говорящие по-русски и носящие форму с кириллическими надписями на нашивках – в отличие от остальной части Молдавии, граждане которой говорят по-румынски и пишут латиницей.

Граница, отделяющая Приднестровье от основной территории Молдавии, тщательно охраняется, что препятствует свободному перемещению людей и грузов между двумя частями страны, население которой составляет 3,9 миллиона человек.

Молдавское правительство также не контролирует свою границу с Украиной и не может эффективно следить за тем, кто въезжает в страну, а кто из нее выезжает. Эту часть Молдавии патрулируют солдаты, верные самопровозглашенной «Приднестровской Молдавской Республике».

В этой стране, как сообщают правозащитные организации, всякая оппозиция подавлена, а СМИ подвергаются тщательной цензуре. Употребление румынского языка запрещено, а учителей, попавшихся на попытке преподавать его, арестовывают. В своем ежегодном сообщении о положении в области прав человека Госдепартамент США зафиксировал случаи применения пыток, издевательств над заключенными, произвольных арестов и незаконных перевозок людей.

«Там нет вообще никакой свободы, — сообщает директор расположенной в столице Молдавии Кишиневе неправительственной организации Promo-LEX, занимающейся пропагандой демократических ценностей, Ион Маноле (Ion Manole). — Нет правопорядка. Нет независимых институтов защиты личности. Мы не хотим возбуждать надежды, но, безусловно, Европа обязана сделать что-то, чтобы разрешить, в конце концов, один из последних замороженных конфликтов эпохи после окончания холодной войны. Может, у госпожи Меркель есть шанс».

Сейчас некоторые представители ОБСЕ испытывает по поводу происходящего осторожный оптимизм.

«Инициатива канцлера Меркель привлечет внимание к приднестровскому конфликту на высшем уровне, что, возможно, впервые за годы позволит провести серьезные переговоры, — сказал один представитель ОБСЕ, осведомленный о ходе дела и пожелавший остаться неизвестным. — Переговоры будут сложными для всех участвующих сторон, и для долгосрочного урегулирования понадобится дух конструктивности, готовность идти на компромисс и настойчивость».

Предложение Меркель заключается в том, чтобы Россия наряду с Украиной, Молдавией, Приднестровьем, ОБСЕ, Евросоюзом и США возобновила переговоры в так называемом формате «пять плюс два». Эти переговоры были прерваны Россией и Приднестровьем четырьмя годами ранее. Москва предпочитает двусторонний формат, так как в таких условиях может оказывать более сильное влияние на ход переговоров.

Германия хочет, чтобы Россия в конечном итоге вывела свои войска из Приднестровья, а Молдавия восстановила полный контроль над своей территорией. В то же время Приднестровью можно предоставить некоторую автономию.

В обмен на это Меркель предлагает России то, чего она давно добивалась: сформировать совместный комитет ЕС и России по политике и безопасности, в рамках которого Европа и Россия тесно сотрудничали бы в операциях по решению кризисных ситуаций гражданского и военного характера. Российские дипломаты уже давали понять, что в создании подобного комитета видят свой шанс начать оказывать влияние на политику Европы в области обеспечения безопасности.

Но после того, как прозвучало предложение Меркель, Россия не согласилась даже возобновить переговоры в формате «пять плюс два», не говоря уже о том, чтобы рассмотреть вопрос о выводе войск.

Постоянный представитель России в Европейском союзе Владимир Чижов заявил, что Москва подождет результатов парламентских выборов в Молдавии, которые состоятся в ноябре, а также президентских (они состоятся в декабре). Правящий Молдавией сформированный из четырех партий Альянс за европейскую интеграцию раздираем внутренними противоречиями, и, как считают дипломаты в Кишиневе, оппозиционная и настроенная против Запада Коммунистическая партия, возможно, выиграет от этих неурядиц.

Что же касается присутствия в стране российских военных, то об этом Чижов сказал, что они находятся там «с одной конкретной целью: охранять огромные склады боеприпасов до их уничтожения». Кроме того, по его словам, приднестровские власти «рассматривают российское присутствие как гарантию безопасности».

Россия не двигается с места, но Меркель старается не ослаблять нажима на нее. На прошедших на прошлой неделе переговорах во французском Довиле, где присутствовали также Медведев и президент Франции Николя Саркози, она вновь сказала, что образование комитета ЕС и России по политике и безопасности должно быть связано с разрешением конфликта в Приднестровье.

«Канцлер Ангела Меркель совершает важный шаг, — считает спецпредставитель Европы по Молдавии Калман Мижеи (Kalman Mizsei). — Дело касается разрешения конфликта, происходящего в наибольшей близости от границ Европы. Сейчас ЕС должен очень активно участвовать в разрешении этого конфликта».

Впрочем, многие считают предложение Меркель в большей степени проверкой намерений России.

«Если Россия всерьез хочет иметь с Европой конструктивные партнерские отношения, то вот ее шанс помочь покончить с конфликтом в Приднестровье, — рассуждает депутат немецкого парламента Михаэль Линк (Michael Link), представляющий в Европе Свободную демократическую партию — партнера Меркель по коалиции. — Но Германия не может заниматься этим в одиночку. Меркель должна сделать так, чтобы в ЕС этому вопросу придавали большое значение, причем как можно скорее. Дело касается не только безопасности в регионе, но и способности Европы решать проблемы, возникающие у ее границ».

Может, все и так. Но именно Меркель решила попытать счастья с Россией, конкретнее — с Медведевым. Если, пользуясь всемерной поддержкой ЕС, Меркель не уступит и добьется успеха, это, возможно, приведет к установлению повышенной стабильности в этой части Европы, возможно, даже к установлению более многообещающих отношений между Брюсселем и Москвой, во всяком случае, так считает Мижеи. Но провал дела повредит Меркель и внешнеполитическим амбициям Европы.