Гимпу ведет Молдавию в тупик

В преддверии выборов дискуссии о судьбе государства обостряются.

По уровню накала антироссийской риторики и соответствующих действий, причем не только сугубо символического, но и юридического характера, исполняющий обязанности президента Молдовы и председатель парламента Михай Гимпу, похоже, стремительно догоняет своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили. Шаги, целенаправленно провоцирующие раскол внутри молдавского общества (не говоря уже о так и неурегулированных отношениях с Приднестровьем) следуют один за другим.

Не успел затихнуть скандал, вызванный печально известным Указом о «дне советской оккупации», не принятым к исполнению на значительной части территории страны, как стало известно о награждении господином Гимпу «Орденом Республики» группы лиц, ранее осужденных в Приднестровье за многочисленные тяжкие преступления, совершенные ими в ходе трагического вооруженного конфликта летом 1992 года. В числе новых канонизированных официальным Кишиневом «героев» – члены террористической группы «Бужор» Петр Годяк, Илие Илашку, Андрей Иванцок, Александр Лешко, Тудор Попа и Штефан Урыту. На их счету – ряд терактов против представителей приднестровских властей и другие преступления. Главарь террористов Илие Илашку ранее был приговорен к смертной казни, однако позднее под давлением выступающих от имени «международного сообщества» «гуманистов» этот приговор был заменен на 20 лет лишения свободы. Но даже этот срок Илашку не отбыл даже наполовину: в 2001 году его отпустили, после чего он эмигрировал в Румынию. Позиционирование в качестве ярого прорумынского политика, отвергающего существование молдавской государственности как таковой, для человека с подобной биографией вполне естественно, и это не могло остаться без внимания со стороны господина Гимпу – предводителя Либеральной партии, целиком и полностью разделяющей «великорумынскую» идеологию.

В указе, помимо прочего, отмечался значительный вклад награждаемых в обеспечение «территориальной целостности» Республики Молдова. Позиция молдавского лидера в отношении левого берега, таким образом, была высказана вполне недвусмысленно. Подобно грузинскому лидеру, Гимпу пытается ввести свою страну в контекст «противостояния» России и Запада: «…я могу сказать, что невозможно справедливое решение конфликта без ухода российских войск и вывоза боеприпасов из Приднестровья. В противном случае не будет взаимопонимания и сотрудничества между Востоком и Западом. Безопасность Молдовы во многом зависит от присутствия российских войск на нашей территории, и их незаконное присутствие не способно дать нам такую безопасность, которая есть у государств – членов ЕС… основная цель по-прежнему – вывод российской армии и боеприпасов из Молдовы является нашей главной задачей».

Своей прозападной риторикой глава либеральной партии пытается заручиться поддержкой избирателей в преддверии намеченных на ноябрь парламентских и президентских выборов. Однако вопрос о всенародных выборах президента предстоит решить в ходе референдума по конституционной реформе, который должен состояться в начале сентября. Согласно данным социологических опросов, значительного роста популярности прорумынских сил не наблюдается, а вот факт поляризации общества – налицо. Действия правящей коалиции поддерживает едва треть населения страны, однако левые и центристские силы страны крайне разобщены и занимаются преимущественно выяснением отношений между собой, что дает правым радикалам дополнительные шансы. И это несмотря на то, что Гимпу вследствие его низкой электоральной поддержки вряд ли может рассчитывать на успех: скорее здесь можно говорить о премьер-министре Владе Филате, также тесно связанном с румынскими кругами. Несмотря на то, что Филат уже сейчас демонстрирует уверенность в своем будущем успехе, наиболее предпочтительными представляются шансы председателя Демократической партии Мариана Лупу, который является компетентным и высокопрофессиональным политиком, ориентированным на сохранение самостоятельного молдавского государства. Касаясь перспектив отношений с Россией Марианн Лупу в интервью Фонду стратегической культуры заметил, что два государств и народа «связывает нечто большее, чем взаимная выгода, нас связывает общность исторических судеб, культура, язык, наука, уникальные неформальные, неофициальные отношения между людьми…»

Заметим, что провокационные и раскалывающие общество действия Михая Гимпу встречают ожесточенное противодействие не только со стороны его многочисленных противников, но даже глухой ропот со стороны ряда соратников по правящей коалиции «За европейскую интеграцию». Однако сбрасывать со счетов как этого политика, так и тех, кто разделяет его взгляды на будущее собственной страны, не стоит, имея в виду, не в последнюю очередь фактор внешнего влияния на политические процессы не только в Молдове, но и в соседних странах Карпато-Черноморского региона. Местные политологи обращают внимание на то, что временный президент действует в тесной связке с румынским президентом Траяном Басэску, который тоже «внезапно» озаботился присутствием российского миротворческого контингента в Приднестровье, заявив, ни много ни мало, о том, что его скромные силы (402 российских, 492 приднестровских, 355 молдавских военнослужащих, а также десять военных наблюдателей от Украины, несущие службу на 15 стационарных постах и КПП) представляют угрозу национальной безопасности Румынии. Представляется, что мнение официального Бухареста согласовано с позицией Брюсселя и Вашингтона, явно проявляющих озабоченность фактом относительной нормализации российско-украинских отношений после прихода к власти Виктора Януковича. Следовательно,

необходим новый раздражитель, призванный хотя бы частично компенсировать понесенные потери. Конечная цель может состоять в ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье, что может резко ослабить переговорные позиции Тирасполя в его и так непростом диалоге с посредниками, с последующим форматом урегулирования на преимущественных условиях Кишинева. Однако в случае возможной победы при поддержке извне прорумынских сил в Молдавии это вызовет острую реакцию отторжения не только на левом берегу Днестра, но и в Гагаузии и некоторых других районах Республики Молдова.

В настоящее время Молдова стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития – сохраниться как независимое государство, либо же стать в перспективе частью другой страны – члена НАТО, что неминуемо спровоцирует новые региональные конфликты и обострит существующие. Как представляется, действия России на постсоветском пространстве, в том числе и относительно перспектив молдово-приднестровского урегулирования, сейчас в большей степени связаны со стремлением наладить тесное партнерство с Европейским Союзом и США. Например, Москва выступает за усиление роли Германии как посредника в решении «приднестровского вопроса». Однако окончательная потеря как Молдовы, так и Приднестровья, их поглощение либо переориентация на иные центры силы вряд ли укрепит позиции нашей страны не только на постсоветском пространстве, но и на европейском континенте.