Российским адмиралам подарят к празднику «Мистраль»

По мнению Президента Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова, за миллиардной сделкой с Францией стоят сомнительные интересы.

В парижском пригороде Ле-Бурже открылась выставка военно-морских вооружений Euronaval-2010. Специалистам еще только предстоит оценить выставленные на ней технические достижения 400 фирм из 35 стран, в том числе из России. Но едва ли не главная сенсация выставки уже, очевидно, известна. По словам директора французской корпорации военного кораблестроения Пьеро Легро, победитель международного тендера на поставку для Военно-Морского флота России двух универсальных десантных кораблей, будет объявлен после 4 ноября, вскоре после Дня народного единства. И, скорее всего, победителем станет Франция.

Выходит, объявленный в день открытия выставки Москвой международный тендер — не более чем формальность. Приблизительно за 1 миллиард евро мы купим у французов два вертолетоносца типа «Мистраль» и еще два таких же построим на собственных верфях. Это будет крупнейшая оружейная сделка со страной — членом блока НАТО. Да и вообще самая крупная подобная наша покупка за границей с царских времен. Означает она публичное признание того прискорбного факта, что собственными руками боевую технику такой сложности производить мы больше не в состоянии. Как говорится, приплыли.

А ведь опыт строительства вертолетоносцев у отечественных судостроителей появился раньше, чем французы даже просто задумались о «Мистралях». Уже в 60-е годы прошлого века ВМФ СССР получил противолодочные крейсера «Москву» и «Ленинград» проекта 1123. Их основным оружием стали по 14 вертолетов Ка-25, способные на большом удалении от родной палубы обнаруживать и уничтожать субмарины противника. Поскольку больше всего в те годы мы опасались ракетных ударов из глубин Средиземного моря, оба вертолетоносца приписали к Черноморскому флоту. Они исправно несли боевые службы до самого развала страны и флота. В начале 90-х оба корабля-ветерана сгинули в мартенах Индии.

Наши судостроители тогда готовы были начать строить им смену. Еще в 1984 году Невское КБ спроектировало новейший универсальный десантный корабль-док проекта 11780. Он способен был бы высаживать морских пехотинцев на любое необорудованное побережье с имевшихся на борту катеров на воздушной подушке. А еще — с 12 тяжелых корабельных вертолетов Ка-29. Поддерживать десант с воздуха должны были 12 самолетов-штурмовиков вертикального взлета Як-141. Доведи мы тогда эти замыслы до ума — зачем бы нам тратить такие деньжищи на «Мистрали»? Но рухнула страна, создававшая чудо-оружие. А вместе с ней и ее флот. Разруха, поселившаяся вначале в головах, а потом и на судостроительных верфях, сделала проект 11780 музейным экспонатом. Теперь Минобороны России не считает ни зазорным, ни политически опасным бродить по миру с протянутой рукой.

Разговоры о приобретении именно «Мистралей» шли с конца прошлого года. «Свободная пресса» о будущей сделке написала еще 2 ноября 2009-го в статье «Париж поможет России добить свой флот и оборонку». Вопросов с самого начала было, по большому счету, два. Первый и главный: а для чего нам вообще эти самые крупные современные десантные корабли? Куда и зачем они станут переправлять российскую морскую пехоту? Заморских экспедиций за тысячи километров от родных баз военная доктрина России, вроде, не предусматривает. Ответа от Минобороны нет. Генштаб заявил лишь, что по два подобных крейсера желательно бы включить в состав Северного и Тихоокеанского флотов.

К тому же в дальних океанских походах корабли типа «Мистраль» просто обязаны иметь сильное охранение. Из чего ж составить ордер для такого отряда, если мы в последние годы в океаны на учения отправляем не тех, кого следовало бы по флотской науке, а просто все, что готово оторваться от причала, без риска затонуть прямо на рейде. Корветы и фрегаты, способные составить компанию вертолетоносцу в океане, пока только обещают флоту. Последним хоть сколько-нибудь крупным пополнением ВМФ России стал сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», строившийся около 20 лет и устаревший еще на стапеле. Заложенный в 2006 году фрегат «Адмирал Горшков» водоизмещением 4500 тысячи тонн, выйдет на испытания не раньше 2012 года. Большой десантный корабль «Иван Грен» нового проекта 11711? Калининградский завод «Янтарь» к его сооружению приступил в 2004 году и до даже сих пор не спустил на воду. Между прочим, те самые 1 миллиард евро, который мы собираемся заплатить французам за «Мистрали», очень бы пригодились для завершения этих и других флотских долгостроев.

Второй вопрос: что мы вообще-то собираемся покупать у Парижа? Только корабли или еще и современные технологии строительства крупных надводных боевых единиц? Понятно, что очень желательно было бы именно последнее. В конце концов, именно такой путь модернизации промышленности избрал Китай и добился внушительных достижений. Купили, они, к примеру, у Германии высокоскоростной поезд вместе с необходимыми технологиями. А уже через 4 года сделали свой. До последней гайки. Может, и нас такой путь выведет из тупика?

Из множества комментариев, сопровождавших переговорный процесс, можно понять, что хоть тут нам удалось добиться некоторого успеха. Вначале партнеры никаких технологий не предлагали. На французов сильнейшее давление оказывали США, более других заинтересованные в закреплении технической отсталости своего главного в недавнем прошлом соперника в Мировом океане. Однако Париж устоял, и сегодня предлагает нам «Мистрали» со всей сложнейшей электронной технической начинкой, которая имеется у ВМС Франции. Более того. Специально под наши тяжелые вертолеты Ка-29, которые, как предполагается, станут основой корабельной авиагруппы, будет увеличена толщина палубы. А для плавания в арктических районах — существенно укреплен корпус крейсера.

Все это, конечно, не от одной лишь душевной расположенности к России. Парижу российский миллиард евро как воздух необходим для спасения собственных верфей в Сен-Назере, давно пребывающих в кризисе. Летом прошлого года туда даже съездил президент Николя Саркози. И пообещал рабочим, что их рабочие места спасут русские деньги.

И все же, что приобретет и что потеряет Россия от этой сделки? С этим вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился к президенту Института стратегических оценок и анализа, профессору кафедры МГИМО Александру Коновалову. Вот его мнение:

— Российскому флоту «Мистраль» абсолютно не нужен. Боевого применения для него в обозримой перспективе нет и не предвидится. У этой сделки всего две цели — потратить огромные бюджетные деньги и удовлетворить собственное тщеславие. Когда впервые речь зашла о покупке корабля у Франции, я спросил генерала Поповкина, который отвечает за вооружения для армии: «Зачем? Куда будем десанты высаживать?» Он принялся туманно рассуждать, что, мол, существует проблема Грузии и Курильских островов. Ну, с Грузией мы справимся и без «Мистраля». А чтобы воевать с Японией за Курилы много чего надо и кроме вертолетоносца. Поэтому, уверен, такая покупка — это не первый приоритет для Вооруженных сил России. И даже не десятый.

«СП»: -Тогда чьи амбиции будем тешить?

— Генеральские, чьи же еще? Но не только в амбициях дело. Когда что-либо покупаешь за миллиард, «откатить» даже сто миллионов совсем не трудно. Кто-то и по этой причине проталкивает контракт. Хотя корабль очень хороший. Способен быстро высадить на берег батальон морской пехоты, усиленный танками. Поддержать наступление с воздуха вертолетами. Французам он очень необходим. У них есть заморские территории. В случае чего «Мистраль» можно использовать для наведения там порядка. Причем — без охранения. У берегов Африки ему со стороны местного населения все равно никто не угрожает. Но у нас-то заморских территорий нет.

«СП»:-Однако французы собираются продать нам корабль со всей оснасткой. Может весь смысл в ней?

— Очень сомневаюсь, что «Мистраль» мы получим в том виде, в котором он служит Франции. Они что, передадут нам систему боевого управления, которая стоит на нем? Союзники по НАТО им этого не позволят.

«СП»:-У них эти системы унифицированы?

— Конечно. Ведь «Мистраль» в составе многонациональных сил принимал участие в войне в Заливе и взаимодействовал с американцами.

«СП»:- В качестве десантного корабля?

— Нет, плавучего госпиталя. Он, кстати, и для этой роли отлично приспособлен. Но мы-то не плавучими госпиталями собираемся усиливать свой флот. Нам боевые корабли нужны. Но не «Мистрали».