Западные СМИ: США должны выйти из НАТО

Бывший офицер американской армии Эндрю Басевич (Andrew Bacevich) обвиняет Вашингтон в том, что тот затягивает войну в Ираке и Афганистане и продолжает делать упор на идее мировосшаго лидерства США.

США постепенно увязают в «непрерывной войне», говорит профессор и бывший офицер Эндрю Басевич в своей последней книге «Правила Вашингтона: путь Америки к непрерывной войне» (Washington Rules: America’s Path to Permanent War). Исход двух затяжных конфликтов в Ираке и Афганистане можно в лучшем случае назвать «неясным», подчеркивает он. По сравнению с павшей советской державой нынешние враги Америки — настоящие «пигмеи», однако Вашингтон продолжает раздувать их значимость и затягивать состояние войны, продолжает он. Эндрю Басевич (он потерял сына в Ираке в 2007 году) считает себя консерватором, хотя и высказался в свое время за избрание Барака Обамы. Он присоединился к партии «разочаровавшихся».

— Из Ваших публикаций можно сделать вывод о том, что Барак Обама продолжает милитаристскую политику Джорджа Буша. Получается, он тоже «ястреб», хотя и куда более приятного вида…

— Избрание Обамы вызвало к жизни надежды на огромные перемены. Я голосовал за него и восхищаюсь им. Я надеялся, что он сможет пересмотреть основы американской политики безопасности, которая с 11 сентября 2001 года ведет нас по пути катастрофы. Моим самым главным разочарованием стало то, что Обама не начал обсуждение этого вопроса. Приняв решение отправить в Афганистан дополнительные подкрепления в декабре 2009 года, он сделал выбор в пользу эскалации и продолжения войны.

— Но ведь одновременно со своим заявлением о подкреплениях Обама назначил дату начала вывода войск из Афганистана на июль 2011 года. Разве это не стало тем самым поворотным моментом, к которому Вы так стремились?

— Нужно сначала посмотреть, насколько значительным будет этот вывод войск и сможет ли он положить конец войне. Множество обладающих большим весом фигур в Вашингтоне хотели бы, чтобы он был чисто символическим. На их стороне стоит даже командующий американским контингентом генерал Петреус. Не уверен, что Обама сможет стать человеком, который пересмотрит американскую политику безопасности. Во время своих предвыборных выступлений он обещал не уменьшить американское присутствие в мире, а, наоборот, расширить его или повысить его эффективность. Его госсекретарь Хиллари Клинтон по-прежнему говорит о «мировом лидерстве» США. Нынешняя политическая риторика отличается той же жесткостью, что и во времена Джорджа Буша, Рональда Рейгана, Джона Кеннеди или Гарри Трумана.

— Победа США в Афганистане все еще возможна?

Это самый важный вопрос, будь то Афганистан или Ирак, однако очень мало американцев всерьез о нем задумываются. Чтобы понять проблему, нужно обратиться к американской военной истории. После распада СССР очень многие в Вашингтоне пришли к выводу о том, что США победили в холодной войне. За этим суждением последовал ряд военных операций (на Панаме, в Ираке, бывшей Югославии и Гаити), которые закончились достаточно быстро, не потребовали больших затрат и принесли относительно успешные результаты. Все это заставило поверить в абсолютное военное превосходство США.

В конце 1990-х годов люди думали: американцы умеют побеждать быстро и недорого. Закат американского могущества уже начался, однако никто этого не замечал. Даже в остальной части мира. Ваш министр иностранных дел Юбер Ведрин говорил тогда [в 1999 году, прим.ред.] об американской «сверхдержаве»… Это необходимо помнить, чтобы понять, каким образом Джордж Буш смог начать свою «войну с терроризмом». Риск мировой войны с исламизмом казался приемлемым, так как все были уверены, что США в итоге победят. Тем не менее, две эти войны, в Ираке и Афганистане, продемонстрировали нам, что у США не всегда есть достаточно средств для победы. В обоих случаях мы получили затяжные, затратные и грязные войны, исход которых представляется в лучшем случае довольно туманным. Из чего можно сделать вывод о том, что война не является надежным решением проблемы радикального исламизма. Однако Вашингтон по-прежнему не согласен с таким суждением.