В НАТО без виз: о двух дискуссиях в России

В последние недели в России снова активизировались две уже ставшие привычными дискуссии. Одна — по поводу возможного вступления России в НАТО. Другая дискуссия — об отмене виз со странами Евросоюза. Эти два вопроса тесно взаимосвязаны.

Вопрос отмены виз носит не столько ценностный, сколько практический характер. Эта отмена важнее для российской стороны, чем для ЕС.

Европейцы получат доступ в Россию, в то время как для россиян откроется 25 стран, большая часть из которых — экономически развитые страны со стабильной демократией.

Также, вероятнее всего, облегчится возможность поездок россиян в страны Северной Америки. Для Дмитрия Медведева, ставящего задачу модернизации страны и создания инновационной экономики, основанной на технологических достижениях, возможность безвизового обмена с Европой является важным политическим проектом. Сейчас Россия не очень привлекательная страна для иностранных инвесторов, бизнесменов и просто туристов, а визовые проблемы отталкивают от нее еще больше.

Многие полагают, что в нынешней ситуации России надо в одностороннем порядке просто отменить визы для граждан ЕС, а то и для граждан США. Старое правило визового паритета в данном случае не идет на пользу развитию России. Однако вряд ли президент на это решится.

При этом соображения, которыми руководствуется Запад, откладывая отмену обязательного визового режима, можно понять. С одной стороны, на Западе опасаются наплыва людей из России в поисках работы или лучшей жизни. Опасаются российских преступников, которые получат возможность перебазироваться в Европу. Состояние российской экономики, уровень безработицы и эффективность борьбы с преступностью — показатели, которые будут всерьез приниматься в расчет западными политиками при принятии решения о визах.

С другой стороны, есть проблемы недемократичности российского законодательства, касающегося иностранцев в России. Отказ от виз в западном понимании подразумевает свободное перемещение граждан ЕС по России. Это значит, что Россия сначала должна, например, отказаться от требований регулярной и обязательной регистрации иностранных граждан на территории России, от различного рода ограничений на их передвижения внутри страны, кроме районов, связанных с национальной безопасностью и т. д. Пока не будут отменены ограничения — кроме, естественно, права на работу — для иностранцев и иногородних, вряд ли западные политики пойдут на взаимную отмену визового режима. Этого также не произойдет, пока российские власти не приведут в систему разные, часто противоречивые административные внутренние требования к иностранцам из разных стран, собственным гражданам, а также не установят полноценный контроль над выдачей и циркуляцией удостоверяющих личность национальных документов. Вообще, пока не будет урегулирована правовая сторона вопроса, включая реальное равенство всех, включая иностранцев, приезжих и иногородних, перед законом и возможность найти безусловную защиту в суде и правоохранительных органах, Запад будет крайне настороженно относиться к безвизовому режиму.

То, что лидеры России, Франции и Германии только что на встрече в Довиле согласовали своеобразную «дорожную карту», подразумевающую в течение следующих 10-15 лет постепенную взаимную отмену виз, свидетельствует, что решить все эти вопросы будет непросто. Но желание есть с обеих сторон. Мяч, похоже, сейчас на российской половине поля. Ей предстоит проделать большой политический путь внутри себя, прежде чем поднимать вопрос о сроках и технических деталях отмены виз.

Отмена виз непосредственно связана с созданием общего экономического пространства и общей системы безопасности на территориях ЕС и России, включая военную безопасность, в том числе ПРО. В этой связи вопрос об отношениях с НАТО носит принципиальный характер. Дмитрий Медведев недавно заявил, что он будет принимать участие в саммите НАТО, который состоится 19 ноября в Лиссабоне. Для Москвы это большое решение.

Главным на этом саммите НАТО может стать вопрос о создании единой системы ПРО, к которой будет предложено присоединиться и России на равных правах. Собственно, такое предложение уже прозвучало на прошлой неделе в Брюсселе.

Команда Медведева прорабатывает варианты реакции на эти предложения, а также плюсы и минусы различных форматов будущих отношений с НАТО — от создания нового совместного командного и координирующего органа до возможности присоединения России к НАТО, другими словами, вступления в этот союз. Новая стратегическая концепция НАТО, которая должна появиться до конца этого года, будет основой, от которой Москва, естественно, станет отталкиваться в этом вопросе. Конечно, НАТО необходимо сначала самоопределиться и понять собственные перспективы перед тем, как начать всерьез смотреть в сторону России. Более того, без России Европа никогда не станет полноценным в экономическом и политическом плане континентом.

Однако, как мне кажется, особого выбора здесь нет. С одной стороны, нельзя же России стремиться к свободным и безвизовым отношениям со странами, входящими в военный блок, который считается потенциально враждебным. Это абсурд, ибо непоправимо подорвет безопасность страны в том виде, как она понимается властью. С другой стороны, невозможно создать эффективную систему ПРО без реального участия России. Без полноценного сотрудничества с Россией Европа никогда не будет чувствовать себя в безопасности — как военной, так и экономико-энергетической.

Поэтому, мне кажется, что есть всего два варианта развития событий в предстоящие два десятилетия. Первый: ЕС и Россия создают безвизовое общее экономическое пространство с единой системой безопасности, что подразумевает на практике вступление России в НАТО, как бы на деле это ни называлось. Второй: новый виток конфронтации, который, хотя и невыгоден обеим сторонам, но будет настоящей катастрофой для России, ибо даже на самых скромных планах модернизации придется поставить крест.

Конечно, есть еще один вариант: начать разговор о возможности вступления России в ЕС. Это, в частности, подразумевает отказ от рубля, вхождение в зону евро и передачу части суверенитета и ответственности Брюсселю. Однако мне кажется, что к этому не готова ни та, ни другая сторона. Разница ценностей, политических ориентиров и групповых интересов национальных элит слишком уж велика. Все-таки проще договориться о единой системе безопасности, общей экономике и безвизовом обмене.