Будут ли корабли НАТО ходить по Азовскому морю?

На Украине во вторник вступил в силу закон о демаркации границы с Россией. Строго говоря, пока самой демаркации границ между нашими странами не проведено. Только в среду МИД Украины получил официальные уведомления российской стороны о том, что завершены все необходимые процедуры о введении в силу соглашения о демаркации украино-российской государственной границы.

Само это соглашение было подписано еще 17 мая в ходе визита в Киев министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Соглашением предусматривалось создание специальной совместной демаркационной комиссии. Приступить же к работе эта комиссия сможет никак не раньше осени. К тому же если за долгие годы переговоров о демаркации и делимитации границы вопросы сухопутного размежевания в целом решены, то с размежеванием морских границ в Азовском море и Керченском проливе остается немало проблем.

Украинская сторона настаивает на демаркации и делимитации морских границ по линии административной границы времен СССР между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. Это означает, что судоходный Керчь-Еникальский канал отошел бы к Украине, которая в таком случае получает оплату за прохождение судов, в том числе российских.

В 1991 году, после распада СССР, Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Тузла. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне.

В 2003 году между Украиной и Россией был подписан Договор о государственной границе. В документе была определена сухопутная граница между двумя государствами. В статье 5 договора зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран. Уже сам этот пункт Украина сочла большой уступкой со своей стороны — украинские националисты даже общего моря с «москалями» не желали и поначалу настаивали на разделе акваторий Азовского моря. С огромным трудом тогда удалось уговорить Леонида Кучму согласиться со статусом Азовского моря как внутреннего моря двух стран, а вопрос о морской границе вообще был выделен в отдельный предмет для переговоров.

Россия, как известно, настаивает на том, что государственная граница должна проходить по середине углубленного Керчь-Еникальского канала, по которому ходят большегрузные суда, и чтобы судоходство в канале контролировалось на паритетных началах. При этом до сих пор Россия увязывала вопросы делимитации и демаркации сухопутных границ с решением морского вопроса.

Это особенно нервировало Киев – отказываться от единоличного контроля за Керчь-Еникальским каналом он очень не хотел. При этом отсутствие демаркированных и делимитированных границ было весомым препятствием для планов бывшего украинского президента Виктора Ющенко, мечтавшего втащить Украину и в НАТО, и в ЕС.

Переговоры же с Москвой по размежеванию в Керченском проливе и Азовском море регулярно заканчивались безрезультатно. В 2006 году украинская сторона на переговорах вообще предложила изменить статус Азовского моря — с внутренних вод на международные. С учетом нескрываемых планов Ющенко по вхождению в НАТО такое предложение не могло не встревожить Москву. Ведь тогда санкции украинского правительства было бы вполне достаточно, чтобы военные корабли НАТО могли бы заходить чуть ли не к самому устью Дона. Разумеется, Россия отказалась пойти на такой шаг.

Весной 2009 года ситуация с переговорами по демаркации вновь обострилась. Тогда украинская делегация отказалась подписать проект итогового протокола, подготовленный российской делегацией, который подразумевал размежевание по фарватеру Керчь-Еникальского канала. Экс-глава МИДа Владимир Огрызко неоднократно грозил, что Украина может в одностороннем порядке провести демаркацию российско-украинской границы, так как российская сторона якобы затягивает переговоры. Впрочем, он понимал, что одностороннюю демаркацию в Москве могут расценить как акт агрессии, со всеми вытекающими последствиями. А струхнувший после событий августа 2008 года Киев не был склонен провоцировать Москву на крайние меры.

В конце декабря 2009 года ющенковский кум, а по совместительству министр иностранных дел Украины Петр Порошенко предложил России в обмен на ее согласие провести демаркацию границы по украинскому варианту «предоставить государственные гарантии безграничного использования Керченского пролива российскими кораблями».

В российском МИДе к этой инициативе отнеслись с большой настороженностью – что такое «честное украинское», там знают слишком хорошо. К тому же в случае нарушения Украиной своих обязательств России будет труднее отказаться от признания невыгодной границы в проливе, чем Украине – от гарантий прохождения российских судов.

Впрочем, после соглашений, достигнутых президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем в апреле этого года в Харькове, и майского визита президента России в Киев стороны несколько сблизили позиции. По некоторым утечкам, наметились предварительные варианты урегулирования спора вокруг Керченского пролива. Возможно, Россия согласится с проведением государственной границы в соответствии с административными границами времен СССР. Но параллельно будет заключен и украино-российский договор о равноправном использовании двумя странами Керчь-Еникальского канала. И, конечно, будет подтвержден статус Азовского моря как сугубо внутренней российско-украинской акватории, куда закрыт доступ военных кораблей любой третьей страны без обоюдного согласия России и Украины.

Ситуацию комментирует председатель Русской общины Украины Константин Шуров:

— Упорство России в отказе признать административные границы времен СССР для размежевания в Керченском проливе вполне объяснимо. А вот позиция Украины куда менее выигрышная. Она с неимоверным упрямством цепляется за эту административную границу, которая на практике никогда в Керченском проливе не существовала. И при этом, имея международно признанные границы, доставшиеся от СССР, Украина проигрывает Румынии нефтегазовый шельф острова Змеиный.

Для России же урегулирование этого вопроса важно как минимум в трех аспектах. Во-первых, это чисто коммерческая сторона — Россия вынуждена платить за каждое крупное судно, идущее в ее порты на Азовском море или выходящее из них.

Во-вторых, это вопрос биоресурсов Азовского моря. Сегодня только несколько российских хозяйств на азовском побережье разводят мальков и занимаются восполнением рыбных ресурсов Азова. Все украинские аналогичные предприятия давно закрыты. Между тем именно украинская сторона наиболее массово проводит в Азовском море промысловый лов.

И третье, самое важное – Россия должна получить стопроцентные гарантии, что без ее разрешения ни один военный корабль стран НАТО или кого-либо еще не расположится в Азовском море, что там никто не поставит плавучие платформы для базирования ПРО и так далее.

Сейчас, допустим, с нынешним украинским руководством такие отношения, что подобный вариант развития событий кажется невероятным. Но кто гарантирует, что через пять-десять лет у власти снова не окажется какой-нибудь оголтелый националист, да еще стремящийся к «евроатлантической интеграции» через то же НАТО?

Справка KM.RU

Керченский пролив — единственный выход из Азовского моря. Движение судов по нему в настоящее время организовано по двум трассам: принадлежащему Украине глубоководному Керчь-Еникальскому каналу, а также по российским фарватерам номер 50 и 52, рассчитанным на суда, имеющие небольшую осадку. Ежегодно через Керченский пролив проходит до 9 тысяч судов, следующих в том числе в российские порты Азов, Ростов, Темрюк. Российские суда, проходящие по Керчь-Еникальскому каналу, оплачивают навигационные и лоцманские услуги, а также ряд других сборов.