Глобальный НАТО опасен для России

Начальник Генштаба Вооруженных сил России, генерал армии Николай Макаров не склонен к выступлениям в прессе, но «Политике» все-же дал первое большое интервью.

— Что является приоритетным в укреплении вооруженных сил России? Обычное вооружение или ядерные силы сдерживания?

— Ядерное оружие является важным фактором сдерживания любых военных конфликтов. Таким образом, развитие стратегических ядерных сил является одним из приоритетных направлений вооруженных сил. Но грузино-осетинский конфликт показал, что наличие у России ядерного оружия не стало препятствием для военно-политического руководства Грузии принять решение о вооруженном нападении на граждан России в Южной Осетии. В этой ситуации только отряды общего назначения могли выполнить поставленную задачу.

— На какой стадии находится процесс полной профессионализации вооруженных сил России?

— Мы считаем, что иметь полностью профессиональную армию — это лучший вариант. При этом мы понимаем, что ВС не могут полностью перейти на контракт, по крайней мере не в обозримом будущем. В российской армии сочетание контрактой и призывной службы остается основным принципом. И мы не спешим отказываться от призывников. Это позволит нам не только обеспечить полную укомплектованность ВС, но и без каких-либо дополнительных затрат подготавливать мобилизационные ресурсы. На контракт мы берем только тех, кто отслужил военный срок и сделал сознательный выбор в пользу профессиональной военной службы. Таких военнослужащих в основном мы направляем на должности, которые определяют боеспособность воинских частей в связи с эксплуатацией сложной и дорогостоящей техники.

— Как вы собираетесь «парировать» новый вариант американского противоракетного щита?

— Мы внимательно следим за развитием американской системы ПРО в Европе, и мы считаем ее неадекватной существующим ракетным угрозам. В настоящее время Россия делает усилия политического характера, которые направлены на то, чтобы призвать лидеров США и НАТО не предпринимать односторонних действий в этой области. Мы считаем, что развертывание американских противоракетных систем в Европе может послужить стимулом в том числе для «третьих» стран для усовершенствования баллистических ракет и их военной техники в целях обеспечения эффективного преодоления ПРО, что неизбежно приведет к гонке ракетных вооружений.

— Планирует ли Россия построить шесть новых авианосцев в качестве основы для шести ударных групп?

— Работа над техническим проектом будущего русского авианосца будет завершена через год или два. В проекте задействонано несколько организаций. Число авианосцев, необходимых нашей стране, мы определим после анализа результатов экспериментально-конструкторской работы, основанной на государственной программе вооружения, с учетом военно-политической ситуации и угрозы военной безопасности нашей страны.

— Какова динамика программы установки на боевое дежурство комплекса ПВО С-400 и ракет «Тополь-М»?

— Ракетный комплекс «Тополь-М» уже находится в арсенале русской армии и используется в стационарном и мобильном вариантах. Из-за опасности, которую представляют баллистические ракеты различных видов из ряда стран, в целях обеспечения эффективной противовоздушной обороны государства и вооруженных сил, в воружение вошла и зенитная ракета системы нового поколения С-400 «Триумф». Сегодня задачу боевого дежурства противовоздушной обороны Москвы и центрального промышленного комплекса выполняют две такие зенитные ракетные системы.