Путин приготовил для Лукашенко «украинский сценарий

Выступление премьер-министра России Владимира Путина на заседании совета министров Союзного государства России и Белоруссии вновь оживило давний миф о двух следователях — хорошем и плохом…Об эффективности ведения подобного политического диалога размышляет обозреватель 2Радио Свободы»Виталий Портников.

Вначале «злым следователем» в отношениях с Беларусью был Владимир Путин. У Александра Лукашенко отношения с ним не сложились практически с первого дня пребывания Владимира Путина на посту президента российского государства. Возможно, потому что Александр Лукашенко ревновал Владимира Путина к его президентскому успеху (не секрет, что у белорусского лидера в свое время были иллюзии, что сам он может появиться в Кремле в качестве наследника Бориса Ельцина). А возможно, потому что как раз с появлением Владимира Путина в Кремле завершилась так называемая «романтическая эпоха» в российско-белорусских отношениях, когда Минск был необходим Москве для демонстрации телевизионного мифа о собирании земель.

Владимиру Путин это собирание было, попросту говоря, уже не нужно, и он не хотел так щедро расплачиваться с белорусским соседом за этот миф, как это делал его предшественник Борис Ельцин, отбивавшийся, таким образом с помощью Александра Лукашенко от коммунистических атак.

Но, как бы там ни было, отношения между Москвой и Минском весь период пребывания Владимира Путина у власти ухудшались — и с точки зрения телевизионной картинки, и с точки зрения наполняемости белорусского бюджета. Кульминация наступила уже после ухода Владимира Путина с поста президента, когда Александр Лукашенко не скрыл своего удовлетворения по поводу того, что в кабинете президента России появился другой человек — Дмитрий Медведев. Этот «другой человек» в отношениях с Александром Лукашенко достаточно продолжительное время играл роль «доброго следователя». К нему Лукашенко апеллировал, когда возникали новые проблемы в российско-белорусских отношениях, когда Минск лишали возможности получать российскую нефть без оплаты пошлин и так далее.

Но, в конце концов, «злым следователем» для Александра Лукашенко оказался именно Дмитрий Медведев, который в своем видеоблоге на президентском сайте и с помощью собственной пресс-службы публично обвинил коллегу в ведении антироссийской кампании в стране. Таких жестких заявлений по поводу Александра Лукашенко не позволял себе еще ни один российский руководитель. И вот опять на сцене появляется «добрый следователь», но теперь это Владимир Путин, который как бы примиряет президентов двух стран, напоминая, что жизненные интересы важнее семейных ссор.

Вполне возможно, что сегодня Москва пытается опробовать на Беларуси модель отношений, которую она недавно обкатывала с Украиной. С Виктором Ющенко Дмитрий Медведев вообще не разговаривал и делал вид, что такого главы государства не существует, а вот с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко Владимир Путин проводил весьма плодотворные переговоры. Так и сейчас: с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским (пусть он и полностью подотчетен своему шефу) Владимир Путин проводит переговоры, говорит о семейных интересах, о жизненных проблемах России, Белоруссии, Казахстана, которые нужно решать вместе. А на Александра Лукашенко ни премьер-министр, ни президент России не обращают никакого внимания, как будто его и нет.

За всеми этими так называемыми «семейными» ссорами скрывается самое главное — отсутствие конкретики в российско-белорусском сотрудничестве. Отсутствие той модели, которая могла бы возникнуть, если бы и в России, и в Беларуси была конкурентоспособная, не зависящая от президентов экономика, и бизнесмены не бегали бы по высоким начальственным кабинетам, а занимались своим реальным делом. Тогда рынок решил бы все. А пока что и за граждан Белоруссии, и за Россию, и за будущее двух стран, все решают два человека, ну, хорошо, три — Лукашенко, Медведев и Путин.