Новая концепция безопасности Белоруссии

19 октября президент Белоруссии на очередном заседании Совета безопасности заявил о начале рассмотрения проекта новой редакции Концепции национальной безопасности страны. Необходимо напомнить, что ее разработка была закончена еще в середине нынешнего года, о чем Александру Лукашенко было доложено госсекретарем Леонидом Мальцевым ровно три месяца назад. По его словам, новая концепция «во-первых, соответствует той обстановке, которая складывается в республике и вокруг нее и, во-вторых, более системно будет определять работу и государственных органов, и общественных организаций, и граждан по обеспечению национальной безопасности страны». В настоящее время текст концепции неизвестен, однако речь президента на открытии белорусского Совбеза и сложившаяся внутри- и внешнеполитическая обстановка вокруг страны в преддверии президентских выборов заставляют с определенной опаской взглянуть на возможные новшества.

Напомним, что ныне действующая (или бездействующая) Концепция была принята, как ни странно, в июле 2001 года, то есть также накануне президентских выборов. Исходя из сложившейся в то время геополитической ситуации, а также поддержки Белоруссии Россией, практически во всех параграфах Концепции была прописана ориентация на восточного соседа. Так, например, во втором параграфе «Безопасность Республики Беларусь в политической сфере», было отмечено, что «важнейшим фактором внешней безопасности является союз с Российской Федерацией». Помимо этого, одной из основ сохранения независимости и устойчивого развития страны было определено тесное сотрудничество и формирование единого экономического пространства с РФ в рамках Договора о создании Союзного государства, а также поддержания обороноспособности при участи Белоруссии в Договоре о коллективной безопасности.

Подобная Концепция была полностью продиктована интересами политического режима Лукашенко, стремившегося любыми способами продемонстрировать свою лояльность новому руководству Кремля, рассчитывая на продолжение российского субсидирования «белорусского экономического чуда». Однако события, последовавшие за выборами 2001, а затем и 2006 годов, которые можно кратко охарактеризовать, как нежелание белорусского президента исполнять взятые на себя обязательства, привели, в конечном счете, к потере белорусским президентом доверия руководства России.

Предстоящие президентские выборы в Белоруссии могут стать своеобразным Рубиконом в политической карьере Лукашенко, которому крайне необходимо в ближайшее время найти точки соприкосновения либо с Кремлем, либо с Брюсселем. Поэтому в данной обстановке новая Концепция национальной безопасности, в зависимости от своей ориентации, может послужить инструментом налаживания партнерских отношений с одной или, что маловероятно, с обеими сторонами.

Не стоит говорить, что большинство из сказанного белорусским президентом 19 октября представляет собой некое откровение, так как подобную речь может состряпать любой выпускник факультета международных отношений. Однако, несмотря на это, выступление Лукашенко необходимо рассматривать как своеобразное предупреждение о возможных изменениях во внешней политике Белоруссии.

По словам главы государства, «Белоруссия вступает во второе десятилетие XXI века в принципиально новой геополитической реальности», когда происходящие в мире «трансформации, беспрецедентные по масштабам и динамике, заставляют по-новому расставлять акценты, комплексно и прагматично рассматривать вопросы национальной безопасности во всем их многообразии и тесной взаимосвязи». Лихо сказано. Однако возникает вопрос: что коренным образом изменилось в международных отношениях за последние несколько лет? Неужели США и ряд других стран не соперничали в начале 2000-х за доступ к природным ресурсам, не было информационных войн, а глобальные проблемы человечества были менее актуальны? Неужели только сейчас для белорусского руководства стало ясно, что «состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, правовых инструментов ее обеспечения не внушают оптимизма»? Если это так, то говорить о каком-либо профессионализме белорусского МИДа нельзя, а подобные высказывания лишь подтверждают предположение о том, что нынешнее руководство Белоруссии не способно выйти на международную арену в качестве самостоятельного игрока, не нуждающегося в чей-либо поддержке.

Развивая свою мысль, президент Белоруссии смог «удивить» присутствующих своим открытием: «Современные технологии воздействия на массовое сознание порой оказывают более разрушительный эффект, чем применение традиционного оружия». Не трудно догадаться, в чей огород брошен камень, так как в последнее время «белорусский вопрос» был наиболее интересен именно российским, а не западным СМИ, которые фактически затаились на периферии информационного давления на Белоруссию.

Упоминание Лукашенко о «ползучей деградации» существующих систем и механизмов безопасности в политической сфере, а так же использовании методов и приемов, «нацеленных на создание различных препятствий устойчивому развитию» Белоруссии не может рассматриваться иначе, как обвинение в сторону России. И дело здесь не только в том, что ЕС и США за последние два года существенно смягчили свое отношение к белорусскому режиму и в настоящее время серьезно не препятствуют развитию белорусской экономики. По мнению официального Минска, именно Россия, стремящаяся обеспечить реализацию своих национальных интересов, стала главным препятствием «устойчивого развития» Белоруссии. И вот вопрос: как быть в такой ситуации, когда основной экономический донор и внешнеполитический союзник предстает в виде «хищника», позарившегося на белорусский суверенитет? В связи с тем, что «подходы к обеспечению безопасности Белоруссии объективно не могут оставаться неизменными» ответ по-лукашенковски прост: «Необходимо четко определиться с нашими национальными интересами, с тем, как их защищать в новых условиях… Действующие в стране механизмы в этой сфере нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, надо придать их работе упреждающий характер». Вот оно как. Будем бить врага его же оружием, на упреждение. Слава богу, что у Батьки нет своего ядерного оружия, а иначе… Впрочем, не будем о грустном.

Пожалуй, одним из наиболее интересных заявлений Александра Лукашенко стало его высказывание о политическом звучании концепции: «Она должна показать мировому сообществу транспарентность и предсказуемость нашей политики, надежность Белоруссии как ответственного партнера и донора безопасности». Говорить о прозрачности и предсказуемости белорусской политики в настоящее время можно лишь с огромным трудом, так как надежность нынешнего белорусского режима в качестве политического, да и экономического партнера вызывает, мягко говоря, большие сомнения. Трудно себе представить, что Лукашенко в один момент перестанет себя чувствовать барином в своей вотчине и начнет скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства. В ненадежности Минска как экономического партнера уже успели убедиться не только крупные коммерческие компании, такие как «Форд» и «Балтика», но и МВФ, условия которого Минск, после получения в конце марта 2010 года последнего транша в рамках программы stand-by (3,5 млрд долларов), фактически перестал выполнять. Невыполненное же обещание Лукашенко, как стратегического союзника России, признать Южную Осетию и Абхазию только подтверждает тезис о том, что нынешнее руководство Белоруссии не может рассматриваться в качестве надежного политического партнера на международной арене. Понятие же «донор безопасности», обозначенное белорусским президентом, по всей видимости, может остаться загадкой не только для международных наблюдателей, но и для самого Лукашенко.

Новая редакция Концепции должна будет впервые включить в себя понятие «национальные интересы», которые определяются как баланс интересов личности, общества и государства. Правда, пока неизвестно, каким образом будет обеспечиваться подобный баланс в ситуации, когда интересы личности в стране не учитываются, общества — игнорируются, а государства, как политического института — обожествляются. Ведь, как известно, Белоруссия — «государство для народа», а не для человека.

Несмотря на то, что глава РБ заявил об отсутствии прямой связи между разработкой новой Концепции национальной безопасности и нынешней политической ситуацией, в это почему-то вериться с трудом. Тем более, что подготовка, по словам Лукашенко, была начата в декабре прошлого года, в разгар белорусско-российского спора о цене на газ. Если присоединить к этому тот факт, что «соответствующие научные изыскания велись на протяжении последних трех лет», когда фактически решалась дальнейшая судьба энергетической составляющей «белорусского экономического чуда» (напомним, что 18 мая 2007 года «Газпром» и Госкомитет по имуществу Белоруссии подписали договор о продаже российскому газовому монополисту 50 процентов акций компании «Белтрансгаз» за 2,5 млрд долларов), то отрицать «конъюнктурность государственных решений» руководства Белоруссии бесполезно.

Несомненно, от будущей Концепции стоит ожидать определенных перемен. Правда кардинальных изменений, по всей видимости, не будет, о чем может свидетельствовать достаточно туманное и лишенное жестких высказываний выступление Лукашенко. Кажется маловероятным, что внешнеполитическая направленность Белоруссии измениться на 180 градусов и Минск откроет свои двери для НАТО, а сотрудничество в рамках Союзного Договора и ОДКБ будет перечеркнуто. Правда можно ожидать, что из новой редакции исчезнет четкая внешнеполитическая ориентация на Россию, но Лукашенко не самоубийца и путь самоизоляции вкупе с белорусским вариантом идеологии чучхе для страны в центре Европы для него абсолютно неприемлем. Гораздо более привлекательным может оказаться создание из Белоруссии (читай — Лукашенко) образа посредника в различных переговорных процессах со странами Латинской Америки, Азии и Африки (например, в августе 2010 года девять представителей Вооруженных сил Белоруссии были направлены в Ливан для участия в деятельности по поддержанию мира и безопасности). Беда только в том, что никто кроме, пожалуй, самого Александра Григорьевича не видит в нем серьезной политической фигуры на международной арене.

Сегодня достаточно сложно говорить со стопроцентной уверенностью о том, что будет представлять собой новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принимая во внимание нынешнее положение белорусских властей. Будет ли она учитывать реальные интересы простых граждан или станет апофеозом глупости белорусских идеологов, покажет время. Пока остается лишь ждать и надеяться, что в государственном аппарате Белоруссии еще остались здравомыслящие люди, действительно считающие своим долгом защищать национальные интересы страны.