Казань названа «источником силы для мирового ислама»

Генеральный секретарь организации Исламская конференция (ОИК) Экмаледдин Ихсаноглу, прибывший в столицу Татарстана, заявил, что понятие «исламская периферия» нуждается в пересмотре и теперь Казань «не только самая северная точка ислама, а источник силы для мирового ислама и России».

Заявление прозвучало 20 октября во время презентации книги «Татары: история и цивилизация», изданной на английском языке и объявленной в Казани знаковым событием для исторической науки. Как следует из репортажа, опубликованного местным изданием «Бизнес Online», на торжественном мероприятии было сделано несколько интересных заявлений, касающихся роли татар в мировой истории, а также роли теперь уже бывшего руководства Татарии в деле распространения ислама в России.

Для характеристики самого научного труда можно сообщить лишь несколько фактов: один из авторов книги — Рафаэль Хакимов руководитель Института истории АН РТ, бывший советник Минтимера Шаймиева по политическим вопросам известен как разработчик идеологии татарского национально-культурного реванша, а также проектов, связанных с откровенной фальсификацией истории края (так называемое «1000-летие Казани»). О другом создателе книги — ныне покойном профессоре-историке Миркасыме Усманове в данном случае говорить не приходится — aut bene aut nihil, но даже иллюстрация на титульном листе книге «Татары: история и цивилизация» — казанская башня Сююмбеки (а не развалины древнего Болгара) говорит в данном случае о многом. Легендарную башню в Казанском кремле историки из Академии наук РТ лишь недавно признали памятником русского оборонного зодчества 17 века, а с 1991 года она увенчана мусульманским полумесяцем…

После пышных восточных комплиментов и похвал коллективу авторов книги Экмаледдин Ихсаноглу признался, что еще в 1979 году, когда он неким чудесным образом сумел посетить Казань, то «ощутил себя здесь на родине, среди своего народа», поскольку «у нас есть единая связь». Позднее в Турцию пошел «поток молодых людей» из Татарстана (в начале 1990-х годов, когда Татарстан объявил о своем суверенитете, потоки двигались в двух направлениях: в Татарию ехали турецкие учителя и проповедники, а из Татарии — татарская молодежь, — прим. ИА REGNUM Новости). А сам Экмаледдин Ихсаноглу познакомился с авторами будущей книги о татарах — Миркасымом Усмановым и Рафаэлем Хакимовым. Уже тогда «мы получили вашу поддержку, ваше превосходительство господин первый президент», — напомнил генеральный секретарь ОИК.

С тех пор республика внесла огромный вклад для принятия России в ОИК, а теперь роль татар еще больше возросла, — считает Экмаледдин Ихсаноглу, предлагая таким образом информацию к размышлению федеральному руководству. При этом мусульманский чиновник подчеркнул, что понятие «исламская периферия» нуждается в пересмотре: «Казань сегодня — это никакая не периферия. Это не только самая северная точка ислама, а источник силы для мирового ислама и России».

Последнее утверждение звучит многообещающе, но не вполне конкретно: следует ли понимать, что ислам в принципе является для России источником силы, или же это погрешности перевода, а Экмаледдин Ихсаноглу надеется на ведущую роль Казани в распространении в России мусульманства? Так или иначе, совершенно ясно, что и у ОИК, и у турецких политиков Казань (как источник силы) вызывает вполне определенные чувства и мечты.

Тем более что «господин первый президент» после своей отставки отнюдь не утратил былого задора и активности. Так, во время презентации Минтимер Шаймиев заявил, что теперь намерен «серьезно заняться исторической наукой», потому что в свое время ему это не удалось: «Нам была продиктована история для потребления, она шла не из наших уст». Но теперь все изменилось, и уже в ближайшее время Татарстан (а также мировая историческая наука) получат новый импульс. Ближайшие планы такие: «хорошо подготовленные научные конференции» и исследования «в условиях деидеологизированного общества».

Некоторые тезисы у будущего историка Минтимера Шаймиева уже имеются. В частности, в своем выступлении он заявил, что «тюрко-татарская цивилизация протянулась от Прииртышья до Крыма, от Казани до Каспия», а татары (вероятно, в отличие от других народов — прим. ИА REGNUM Новости) «никогда не занимались религиозными войнами и не навязывали свою религию другим народам». При этом движение реформирования ислама у татар способствовало «противодействию миссионерскому давлению и трансформации уклада жизни в соответствии с требованиями времени. Это показало способность ислама к модернизации».

Последнее слово не оставляет сомнений в успехе задуманного. Представить, что модернизаторам из Татарстана удастся реформировать ислам, сложно, но что касается истории края, а возможно и России, сомнений практически нет, тем более что процессу намерены всячески способствовать друзья республики за рубежом.