Как С-300 попали в Иран

Что-то никак не утихнет интрига вокруг отмененных Россией в середине июня поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. В среду неожиданно для всех иранское информационное агентство Fars распространило сообщение, что эти комплексы, хоть и не все пять дивизионов, а лишь 4 зенитные установки, все же ввезены в Иран. Причем, это сообщение провисело на агентском сайте farsnews.net совсем недолго, редакция быстро удалила его, но информация была перепечатана сразу несколькими международными агентствами и распространилась по миру. Никакие другие иранские или международные источники не подтвердили информации о наличии у Ирана российских ЗРК С-300.

Как следовало из сообщения Fars, две установки комплекса С-300 (S-300PT) российского производства были приобретены в Белоруссии, еще две поступили в Исламскую Республику из «третьей страны». Причем аббревиатура «С-300ПТ», которая использовалась иранским агентством, указывала, что именно эти образцы ЗРК не были специально изготовлены на экспорт, а предназначались для российской армии, а может, в ней и использовались. Экспортные комплексы имеют другое буквенное кодирование (например, С-300 ПМУ), а С-300ПТ назывались первые комплексы, поставляемые в войска ПВО еще во времена Советского Союза с 1979 года. Такие ЗРК были еще не самоходными, а представляли собой полуприцеп, буксируемую пусковую установку с вертикальным стартом, которая прицеплялась к транспортной машине. В них использовались ракеты 5В55К (В-500К) с дальность поражения воздушных целей до 47 км, которые затем были заменены на более мощные ракеты 5В55Р (В-500Р) с дальностью до 75 км. Однако более поздние и экспортные модификации (С-300ПМУ-1 и 2) с другими ракетами уже имеют вдвое большую дальность пора поражения цели — 150 км.

Характерно, что от объявленных Fars поставок установок С-300 сразу поспешили откреститься и белорусские, и российские чиновники. Государственный военно-промышленный комитет Белоруссии устами своего представителя по информации и связям с общественностью Владимира Лавренюка опроверг сообщения о продаже Ирану ЗРК С-300. «Белорусская сторона не вела переговоры с Ираном и не осуществляла поставок в эту страну ЗРС С-300 и элементов к нему»,— заявил он. А пресс-секретарь московского «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко тоже подтвердил, что его организация не поставляла Ирану ЗРК С-300, отметив, что она в своей деятельности «неукоснительно руководствуется существующими ограничениями, установленными Советом Безопасности ООН».

Правда, пресс-секретарь «Рособоронэкспорта» несколько перестарался в служебном рвении, поскольку резолюция Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе как раз С-300 в виду не имела. Она запрещает продавать Тегерану лишь тяжелые наступательные вооружения: «боевые танки, бронированные боевые машины, крупнокалиберные артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты, военные корабли, ракеты или ракетные системы, охватываемые регистром ООН по обычным вооружениям». Что касается С-300, они являются оборонительным оружием, поэтому формально под резолюцию подпадать не могут, и отдельной строкой о них в этом документе тоже не говорилось. О чем, кстати, сразу после принятия резолюции СБ ООН 9 июня заявлял глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. Он тогда особо подчеркнул, что С-300 — системы оборонительного характера, а значит, не подпадают под санкции.

А министр иностранных дел России Сергей Лавров даже выступил со специальным разъяснением, что «строительство АЭС в Иране и поставка российских оборонительных вооружений не подпадают под резолюцию СБ ООН. Что касается военно-технического сотрудничества, то резолюция вводит ограничение на сотрудничество с Ираном по наступательным типам вооружений и оборонительные вооружения под эти ограничения не подпадают».

Так что решение подвести поставки оборонительных ЗРК Ирану было принято Москвой в одностороннем порядке, в качестве личной инициативы. И принято на самом высоком уровне, причем под давлением Вашингтона. Как впоследствии выяснилось, оно было увязано с ратификацией законодательными органами России и США будущего Договора о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он был подписан в Праге в апреле 2010 года на встрече президентов России и Соединенных Штатов, причем тогда предусматривалось, что законодатели обеих стран ратифицируют этот документ уже в августе практически одновременно.

Поставки С-300 Ирану сорвал СНВ-3

Поэтому президент России Дмитрий Медведев специально попросил парламентариев, подавляющее большинство которых являются членами партии власти «Единая Россия» и поддерживает Кремль, ратифицировать договор СНВ сразу же после положительного решения сената США. Барак Обама внес документ на ратификацию в сенат еще 13 мая, Медведев в Госдуму — 28 мая.

Согласно договору, стороны обязуются в течение семи лет сократить примерно на треть свои ядерные арсеналы и более чем вдвое понизить предельный уровень для стратегических носителей. Документ также предусматривает связь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями и запрещает размещение стратегических наступательных вооружений на территории третьих стран. Но в нем нет ничего о размещении оборонительных вооружений за границей.

При этом срок действия предыдущего договора СНВ истек в декабре прошлого года. Новый договор будет действовать 10 лет. Он должен прийти на смену договор СНВ-1 от 31 июля 1991 года, действие которого истекло 5 декабря 2009 года. Так называемый СНВ-2 был подписан сторонами в январе 1993 года, но не вступил в силу. Новый СНВ-3 начнет действовать только после одобрения его конгрессом США и обеими палатами российского парламента. Для того, чтобы СНВ-3 был ратифицирован, требуется две трети, то есть 67 голосов американских сенаторов. Члены американской администрации полагают, что сторонники договора располагают достаточным количеством голосов для его ратификации.

Очень желая, чтобы СНВ-3 был заключен, Россия согласилась увязать с его ратификацией свой отказ поставлять зенитные комплексы Ирану. При этом Москва сознательно отказывалась от коммерческих (потери как минимум $13 млрд) и репутационных (имидж надежного поставщика) выгод, которые несло ей выполнение контракта с Ираном, и в обмен на ратификацию СНВ-3 согласилась присоединиться к политическим санкциям против Тегерана.

А сенат США с ратификацией притормозил

Расчет Москвы был на то, что демонстративная покладистость России, ее готовность подыграть Соединенным Штатам в борьбе с Тегераном убедят американских сенаторов в необходимости быстро одобрить СНВ-3. Однако сразу после того, как Москва заявила, что не будет поставлять Ирану С-300, выяснилось, что американские законодатели уже не признают никаких увязок и не собираются сходу ратифицировать новый договор. Да это и естественно: ведь услуга, которая уже оказана, ничего не стоит. Кстати, формально американцы правы: Москва по собственной инициативе решила не поставлять Ирану ЗРК, хотя резолюция ООН ее к этому не обязывала. Если она сама решила бежать впереди паровоза, то пусть и бежит.

Поэтому мало кто удивился, когда в среду, 4 августа, стало известно, что голосование в сенате США по СНВ-3 переносится на середину сентября, о чем сообщил журналистам глава комитета по международным делам сената Джон Керри. Хотя планировалось, что члены комитета одобрят документ как раз 4 августа, это позволило бы всему сенату ратифицировать его до ухода на каникулы в конце недели. Но американские законодатели отложили голосование под предлогом того, что им нужно время на изучение документов. Считается, что теперь члены комитета должны голосовать этот вопрос в середине сентября.

Однако начинающаяся возня в сенате вокруг СНВ-3 очень настораживает. Вполне возможно, что его одобрение американцами будет затянуто очень надолго, что превратит в бессмыслицу принесенную Москвой на алтарь нового договора дорогую жертву – контракт с Ираном. За это, кстати, радикальные иранские политики добавили Россию в список официальных «врагов страны».

Москву в Тегеране сейчас прямо обвиняют в предательстве, что по большому счету, недалеко от истины. Поскольку по международным законам подписанные и оплаченные контракты следует выполнять во что бы то ни стало, на то они и контракты. Если страна не собирается исполнять условия договора, то она не должна была его подписывать. А давши слово – держись, гласит известная поговорка.

Москва же пошла в случае с ЗРК С-300 по наихудшему пути, сделавшись заложницей чужой игры. Поверив обещаниям американцев ратифицировать СНВ-3, которые теперь непонятно когда станут реальностью, она уже потеряла живые и огромные деньги, на которые, если их только наши чиновники не разворуют, можно было закупить огромное количество новейшего оружия для российской армии.

Иран блефует или нет?

Сообщение о том, что Иран уже имеет 4 установки С-300ПТ, теперь резко активизирует спецслужбы многих стран, которые попытаются выяснить, блефует Тегеран или нет. Поскольку Москва на протяжении двух последних лет, подобно полицейскому надзирателю Очумелову из чеховского «Хамелеона», то отказывалась, то вновь подтверждала готовность поставить вооружения Ирану, Тегеран должен был подстраховаться. Известно, что его специалисты давно пытаются сделать свою копию С-300, а в апреле 2010 года на параде в столице Ирана даже были показаны новые зенитно-ракетные комплексы ПВО, которые, по словам иранских военных, представляют собой «аналог российских С-300», но разработаны местными инженерами. Кроме того, он активно вел поиск замены российским ЗРК в Китае и других странах.

Считается, что на проверку сообщений агентства Fars о наличии у иранцев российских ЗРК спецслужбам потребуется несколько месяцев. В Иране, в отличие от России, практически нет американских шпионов, там мало кто соглашается работать на «Большого Сатану» даже за большие деньги. Поэтому американские и иные западные шпионы будут искать подтверждение заявления Fars с помощью техники – подслушивая и анализируя множество телефонных и радиопереговоров, используя спутники-шпионы и газетные публикации. Это дело достаточно долгое, поэтому начало бомбежек иранских объектов американской и израильской авиацией может быть отложено. Возможно, в этом и заключается главный смысл утечки о наличии С-300 у Ирана.

Теперь иранские дивизионы пойдут в Азербайджан?

Кстати, сами 5 дивизионов ЗРК С-300ПМУ-1, которые должны были отправиться в Тегеран, уже давно собраны и чуть ли не год хранятся на складах НПО «Алмаз-Антей». Пока неизвестно, кто и как будет оплачивать «Антею» выполненную работу.

Но недавно стало известно, что ЗРК С-300 ПМУ-2 «Фаворит» намерен закупить Азербайджан. В прошлом году Минобороны этой страны заключило контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку двух дивизионов ЗРК. Однако неизвестно, захочет ли Баку взять себе те комплексы, что предназначались Тегерану, или они продолжат пылиться на складах «Антея».

По данным СМИ, стоимость азербайджанского контракта — не менее $300 млн., поставки будут осуществлены в течение двух лет. Правда, Россия на этой сделке может получить втрое меньше денег, чем от Тегерана. И это в том случае, если контракт все же будет доведен до конца, и в поставки не вмешаются всякие политические соображения вроде отношений с Арменией и проблемы Нагорного Карабаха. У России теперь подмоченная репутация на рынке вооружений.

Справка KM.RU

С-300 (по классификации НАТО — SA-10 Grumble, SA-12 Giant/Gladiator, SA-20 Gargoyle) — зенитная ракетная система среднего радиуса действия. Серийный выпуск системы (С-300ПТ) был начат в 1975 году. В 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство.

Предназначена для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способна уничтожать баллистические и ракетные цели. Имеется возможность нанесения ударов по наземным целям с заранее известными координатами. Стала первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до 6 целей и наводить по ним до 12 ракет.

Главный разработчик — НПО «Алмаз» им. А.А. Расплетина, ныне входящее в Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 были разработаны МКБ «Факел».