США и НАТО укрепляются на Юго-Востоке бывшего СССР

В то время как Москва стремится организовать действенную коллективную оборону со среднеазиатскими союзниками по ОДКБ, Соединенные Штаты и другие члены Североатлантического альянса тоже намерены активно развивать с ними военное и военно-техническое сотрудничество.

Как сообщило, например, американское посольство в Душанбе, США построят на западе Таджикистана современный учебно-тренировочный центр для вооруженных сил республики. Его сооружение должно начаться в горном местечке Каратаг, расположенном в 45 км от таджикской столицы, после подписания соответствующего межправительственного соглашения. Предварительная стоимость данного объекта оценивается в 10 млн долларов.

Аналогичный учебный центр будет возведен опять-таки на американские деньги и в Киргизии. Заявку на разработку проекта полигона Ош Минобороны США разместило 19 июля на сайте Federal Business Opportunities, срок приема предложений истек 19 августа. На строительство центра американцы готовы потратить 5-10 млн долларов, а когда оно завершится, близ Оша развернется подготовка киргизских военнослужащих к борьбе с террористами.

Не только в Вашингтоне приглядываются к Цент-ральной Азии. Недавно правительствами Узбекистана и Германии подписано новое соглашение об использовании аэропорта «Термез» в интересах бундесвера. Об этом говорится в послании президента ФРГ Кристиана Вульфа узбекскому коллеге Исламу Каримову по случаю Дня независимости возглавляемого им государства, который отмечается 1 сентября.

Впрочем, «Термез» не единственный объект стран НАТО в Центрально-Азиатском регионе. Как известно, с 2001 года в Киргизии функционирует американская авиационная база «Манас». В 2009-м после решения тогдашнего киргизского лидера Курманбека Бакиева она была закрыта. Но на ее месте тут же возник центр транзитных перевозок, который по сути выполняет те же задачи. Пришедшее к власти в апреле этого года временное правительство во главе с Розой Отунбаевой заявило о приверженности всем договоренностям с США по данному центру.

Кроме «Манаса» американцы обустроили учебный центр для киргизского спецназа в Токмаке. Правда, эффективность работы его выпускников оказалась низкой, если вспомнить бурные события, разыгравшиеся нынешней весной в Бишкеке, а также массовые беспорядки в июне на юге страны, сопровождавшиеся погромами, грабежами и гибелью сотен мирных жителей.

Американцы опровергают сообщения некоторых мировых СМИ о создании в Центральной Азии новых баз Пентагона. Вот и в Таджикистане, как утверждают в дип-ломатической миссии США, учебно-тренировочный центр передадут национальной гвардии этой страны, однако в нем смогут заниматься и сотрудники других силовых ведомств, военнослужащие из армейских подразделений. Как пояснили в посольстве Соединенных Штатов, строительство данного объекта осуществляется в рамках военно-технического сотрудничества между Душанбе и Вашингтоном. «Хозяевами этого центра будут таджикские военные, а не американские», — подчеркнули в диппредставительстве США.

Согласно распространенной им же информации благодаря помощи Вашингтона в Таджикистане сооружен 1200-метровый мост через реку Пяндж, отделяющую республику от Афганистана, построено несколько погранзастав и таможен на таджикско-афганской границе, оснащенных современными средствами связи, профинансировано возведение на юге страны антитеррористического центра Минобороны.

Американцы помогают и Узбекистану в прокладке железной дороги на юг Афганистана. В «Термезе» между тем уже давно существуют транзитные объекты ФРГ. Франция на временной основе без указания конечного срока использует гражданский аэродром в Душанбе для промежуточной посадки самолетов своих ВВС, следующих в Афганистан. Здесь также дислоцируется немногочисленный контингент французских военных для технического обслуживания от трех до пяти истребителей «Мираж».

Для чего Соединенные Штаты и другие страны НАТО используют сегодня территорию стран Цент-ральной Азии, говорить не приходится. Но зачем они вкладывают деньги в создание новых военных объектов — вот вопрос.

Ведущий эксперт фонда «Наследие» Ариэль Коэн считает, что в 2011 году США начнут вывод войск из Афганистана. И в этом контексте, мол, совершенствование военной инфраструктуры Таджикистана и Киргизии рассматривается как своеобразный заслон, препятствующий распространению «талибанской» угрозы. Для выполнения этой же задачи не менее важны объекты и базы Вооруженных Сил РФ, находящиеся в этих республиках.

С мнением Коэна можно согласиться лишь отчасти.

Во-первых, помощь, оказываемая США и НАТО центральноазиатским странам, укрепляет геополитические позиции Запада в регионе. Известно, что Таджикистан и Киргизия — самые бедные государства СНГ, и даже довольно ограниченное военно-техническое сотрудничество с американцами и западноевропейцами имеет для них большое значение. В то же время для США и НАТО эти республики могут стать в будущем важными плацдармами для проведения армейских и специальных операций, причем не только против талибов. Ведь в регионе весьма вероятны межэтнические и межгосударственные конфликты.

Во-вторых, строя и оборудуя тренировочные центры и прочие военные объекты, американцы делают цент-ральноазиатские страны зависимыми от Вашингтона в вопросах снабжения различной аппаратурой. Плюс туда приедут американские инструкторы, которые постараются не только передать подопечным знания и навыки, но и приобрести в их лице надежных сторонников прозападной ориентации. Эту же цель преследует подготовка посланцев из государств СНГ в военно-учебных заведениях США.

И в-третьих, фактор Китая. В ближайшие десятилетия именно Пекин способен превратиться в главного геополитического соперника Вашингтона и Брюсселя на Евразийском континенте.

Однако активность США и НАТО в Центральной Азии должна прежде всего тревожить Россию. Ведь в результате этого может ослабеть влияние Москвы в регионе. Очевидно, коллективная оборона, за которую она ратует, не должна ограничиваться словами, пусть и зафиксированными в документах. В случае необходимости следует прибегать к решительным действиям имеющихся сил ОДКБ для тушения «возгораний» в горячих точках, коих, к сожалению, немало на пространстве, раскинувшемся у юго-восточных рубежей РФ.