Россия и НАТО: куда заведет нас сомнительное партнерство?

Кампания за вступление России в НАТО, которую уже не первый год ведут ультраправые либералы, судя по всему, начинает получать все более открытую поддержку со стороны представителей правящих кругов.

В минувший вторник Дмитрий Медведев после переговоров в Довиле с президентом Франции и канцлером Германии объявил, что собирается поехать на саммит НАТО, который состоится 19 ноября в Лиссабоне. Одной из главных тем саммита станет создание совместной системы ПРО. Предложения к России присоединиться к натовской ПРО прозвучали из Брюсселя 14 октября. «Мы услышали то, что нам говорится об идее подключения России к глобальной ПРО. Сейчас мы оцениваем идею этого предложения», — заявил Медведев, дав понять, что предложение рассматривается.

Одним из первых подал свой голос Д.Рагозин, постпред России в НАТО. В совместной с бывшим министром обороны ФРГ Ф.Рюе статье, опубликованной в западногерманс­кой газете «Зюддойче цайтунг», заявлено, что «необходимо запустить процесс, чтобы создать условия для полного членства России в НАТО». Но он уже давно запущен с подписанием основополагающего акта в 1997 году, на основе которого был образован Совет Россия-НАТО, действующий до сих пор. С этого времени по существу и создаются эти условия. Советник российского президента И.Юргенс от имени возглавляемого им Института современного развития выступил с предложением (к президенту) об интеграции России в НАТО. Как видим, подготовленная блоком вероломная кровавая грузинская агрессия против российских миротворцев и жителей Южной Осетии не пошла впрок ультралибералам.

Обращает на себя внимание, что и со стороны НАТО в последнее время участились высказывания подобного рода. В принципе не против приема России в НАТО и бывший госсекретарь М.Олбрайт, возглавившая группу «мудрецов» по подготовке рекомендации к проекту новой стратегической концепции НАТО (будет приниматься на саммите НАТО в Лиссабоне в конце ноября с.г.). Правда, мадам при этом оговорилась, заявив, что принять Россию в альянс можно, но только как рядового члена без решающего голоса (довольно прозрачный намек на то, что НАТО — это не Совет Безопасности ООН и хозяин в блоке один — США). На мировом политическом форуме в Ярославе (сентябрь с.г.) за прием России в НАТО выступил бывший его генсек Дж. Робертсон. Вроде бы не возражает против этого и нынешний генсек А. Расмуссен. Подобная синхронность выступлений с обеих сторон не может не настораживать. Как гласит русская поговорка: «Нет дыма без огня». И скрываемое до времени начинает постепенно выходить наружу.

Российское руководство заняло по этой щекотливо-деликатной теме невнятную, расплывчатую позицию. Отвечая на вопросы российского тележурналиста, министр иностранных дел С.Лавров вообще дипломатично ее обошел. Он заявил, что диалог с НАТО развивается в положительном ключе. На прошедшей в Нью-Йорке неформальной встрече в рамках Совета Россия-НАТО (на уровне министров иностранных дел) им была изложена российская позиция по вопросам взаимодействия с альянсом, обращено внимание на неотложную необходимость проведения совместного тщательного анализа существующих угроз и вызовов (российское предложение) до принятия каких-либо конкретных шагов и мер по их нейтрализации или противодействию, а также указано на сохраняющиеся двусмысленности в политике НАТО, вызывающие у России озабоченность. Речь же на самом деле идет об очевидностях.
Творцы этой политики недвусмысленно заявляют, что НАТО будет продолжать движение на восток, сохранит американское тактическое ядерное оружие в Европе, будет создавать совместно с США европейскую систему ПРО, фактически направленную против России, несмотря на все успокаивающие заявления.

Более определенно по вопросу вступления России в НАТО в интервью Первому российскому телеканалу высказался начальник Генерального штаба ВО РФ Н.Макаров. Он заявил, что постановка его сейчас преждевременна — страна и общество к этому не готовы. Но из его слов логично следует, что их еще надо подготовить. В действительности же эта подготовка активно ведется, и не первый год, как натовскими службами в России, так и местными пронатовцами. По мнению генерала, у России и НАТО немало общих угроз и вызовов. И видимо, на этой основе будет происходить дальнейшее сближение с НАТО в рамках создания необходимых условий для будущего вступления России в альянс.

Как известно, в начале этого года Н.Макаров совершил поездку в штаб-квартиру блока в Брюсселе. В итоге состоявшихся там переговоров были в полном объеме восстановлены российско-натовские военные связи, подписан ряд соглашений о проведении регулярных командно-штабных учений по отработке совместимости войск и их взаимодействий, об учебном обмене военнослужащими, о других мероприятий, в которые вполне вписывается осуществляемая сегодня реформа российских вооруженных сил. Контакты с ведущим членом НАТО-США продолжил министр обороны А.Сердюков во время своего первого визита в эту страну (сентябрь с. г.). Ему был устроен подчеркнуто радушный прием. Американская сторона явно обхаживала российского министра. Очевидно, он заслужил такие сверхпочести за свои сверхусилия по кастрации российских вооруженных сил под предлогом их реформирования по американскому образцу. В ходе этих контактов обсуждался широкий круг вопросов развития военных связей по линии двух оборонных ведомств (подписаны соответствующие документы), в том числе расширения натовского военного транзита в Афганистан через территорию и воздушное пространство России, создание европейской ПРО, совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане (предложение сделано В.Путиным в бытность его президентом).

Американцы настойчиво убеждали российского министра в том, что создаваемый ими в Европе противоракетный щит направлен исключительно против Ирана и призывали Россию активнее включаться в их антииранские действия. Как известно, США добились присоединения России к антиираноким санкциям, вынудили ее разорвать контракты на поставку Ирану оборонительных ракетно-зенитных комплексов С-300… Намечаются новые уступки.

В вопросе о часто упоминаемых при встречах российских и натовских деятелей общих угрозах и вызовах необходимо все расставить по своим местам. Дело в том, что многие из них порождены экспансионистской политикой США и возглавляемым ими НАТО. И прежде всего пресловутый международный терроризм. Разве не США финансировали и вооружали боевиков «Талибана» в Афганистане, с которыми теперь сами же и воюют. Разве не американской креатурой является неуловимый, одиозный Усама бен Ладен? Разве определенные силы на Западе не подпитывают террористическую активность на Северном Кавказе? Не без основания один крупный российский военный деятель утверждает, что «международный терроризм служит опасной формой прикрытия агрессии против России». Разве не агрессивные действия США и их союзников по НАТО против Югославии, Ирака, Афганистана, их постоянные угрозы в адрес Ирана, Сирии, Ливана превратили этот крупный регион мира в весьма опасный очаг напряженности?

Выступая на словах за нераспространение оружия массового поражения, США поставляют его в большом количестве воинственному Израилю. Разве не с вторжением натовцев во главе с США в Афганистан выросла на несколько порядков наркоугроза? США и натовцы ищут предлога для нападения на мирный Иран и с этими целями сознательно и провокационно раздувают мнимую иранскую ракетно-ядерную опасность. Здесь уместно напомнить о том, под каким предлогом США и Великобритания совершили варварскую агрессию против Ирака (мнимое обладание им оружием массового уничтожения). Естественно, зная, с кем он имеет дело, Иран вынужден укреплять свою обороноспособность. Трагическая участь Ирака и Афганистана не может устраивать любое независимое и уважающее себя государство.

Что же касается усилившейся кампании за вступление России в НАТО, то она таит в себе для нашей страны огромную опасность. Такой опрометчивый, безрассудный шаг обернется окончательной утратой ею внешнеполитической и военной самостоятельности, поскольку в НАТО действует жесткая блоковая дисциплина и на Россию автоматически будет распространена 5-я статья Договора о НАТО. Это также автоматически приведет к переносу границ блока с реки Буг на реку Амур (предел мечтаний российских ультралибералов), что неизбежно породит острую конфронтацию с Китаем, а также резко отрицательно скажется на отношениях с Ираном. Нетрудно себе представить в подобных условиях, на кого в реальности будет направлена предполагаемая совместная российско-американская система ПРО в Европе. Ясно, что вступление России в НАТО положит крест на предложении российского президента о выстраивании новой архитектуры европейской безопасности.

Глубоко осознанным национальным интересам России отвечало бы не заигрывание в партнерство с НАТО — зыбкое, шаткое, ни на чем серьезном не основанное, а решительное требование устранения из международной жизни этого зловещего орудия холодной войны, которая, по заявлениям самих атлантистов, закончилась с распадом Советского Союза. Расширяющееся НАТО, которое давно вышло за пределы своей договорной деятельности (оно далеко продвинулось на Восток — до Афганистана и Киргизии), встало на путь ползучей подмены главных функций и задач Организации Объединенных Наций.

Мировое сообщество должно видеть и разоблачать все тактические уловки глобализаторов по сокрытию их весьма опасных стратегических замыслов по захвату ресурсных регионов мира и установлению нового мирового жандармского порядка под главенством США.