Политолог Андрей Пионтковский – об оппонентах Кадырова

В организации нападения боевиков на парламент Чечни 19 октября глава этой республики Рамзан Кадыров обвинил Ахмеда Закаева и его «покровителей на Западе». Между тем, по сообщениям из МВД Чеченской республики, инициатором этой акции там считают нового лидера непримиримого подполья Хусейна Гакаева, вышедшего из подчинения Доку Умарова. Тогда чем вызвано заявление Рамзана Кадырова? Об этом Радио Свобода рассказал политолог Андрей Пионтковский.

– Попытка теракта в парламенте Чечни – это действительно новое развитие ситуации в республике. Казалось, что Кадыров смог убедить большинство бывших сепаратистов, в числе которых он был и сам во время первой войны, в том, что он реализует цели, за которые они сражались, но более эффективными методами. Действительно, Чечня фактически пользуется сейчас реальной независимостью – в экономической, политической сферах, даже в сфере своего внутреннего законодательства. Подобных правовых норм больше, чем Дудаев и Масхадов могли мечтать.

Например, Кадырова нельзя снять с поста главы республики, как недавно сняли Лужкова. И ему удалось прекратить активную фазу сопротивления в Чечне, представив себя именно такой, знаковой, фигурой. Кстати, это признал и Ахмед Закаев: еще два года назад он заявил в Лондоне, что возглавляемое им правительство прекращает сопротивление. Дословно он сказал: «Кадыров реализовал те цели, за которые мы сражались». И даже после этого шли переговоры о возможности возвращения Закаева в Чечню. Но ценой этой стабильности в Чечне было жесточайшее подавление кадыровцами всех тех, кто по каким-то вопросам имел разногласия с главой Чечни, личные или политические. Люди продолжали исчезать, но эти бесчинства уже были не делом рук федеральных спецслужб, а кадыровцев. А когда у человека убивают родственников, он, в конце концов, берется за оружие. Так появилась новая волна сопротивления Кадырову в Чечне. И это новое сопротивление противостоит уже не столько федеральным властям, сколько кадыровской администрации.

Символично, что первая громкая акция этого сопротивления – нападение на родовое село Кадырова. И это вписывается в русло тех реальных процессов, которые происходят в республике. А вот мифологическое объяснение Кадыровым этих акций сопротивления тем, что они подогреваются проклятым Западом, то и этому есть объяснение. Кадыров прекрасно знает, что это понравится Москве вообще и лично Владимиру Владимировичу Путину. Помните знаменитую фразу Путина после Беслана: мол, за спиной исламских боевиков стоят враги гораздо более могущественные, опасные для России. Он не произнес слово «Запад», но совершенно ясно было, что он имеет в виду. Вот почему не только Кадыров, но человек совершенно другого плана – генерал Евкуров каждый раз после очередного террористического акта в Ингушетии тоже заявляет, что там присутствовали специалисты западных разведслужб.

Вот так все и происходит. Медведев обнимается с Саркози и Меркель, договаривается о безвизовом режиме и чуть ли не о вступлении в НАТО, а наша пропаганда устами таких государственных деятелей, как Кадыров, объявляет, что все, что происходит на Кавказе, это интриги Запада. Хотя если на Кавказе действительно иногда захватывают и убивают каких-то иностранцев, то они оказываются не офицерами ЦРУ и МИ-6, а террористами из «Аль-Каиды» и сочувствующих организаций, ведущих смертельную борьбу с тем же Западом. Из той же серии обвинения в адрес Закаева, который по сути давно отошел от реальной военной и политической роли в Чечне и ведет частную жизнь в Лондоне.