Алексей Мухин – о перспективах Московского региона

За долгие годы пребывания на постумэра Москвы Юрий Лужков и его супруга участвовали во многих судебных процессах и неизменно выходили их победителями. Учитывая повышенную чувствительность российской судебной системы к позиции политического руководства страны, эксперты предполагают, что новые судебные иски для четы Лужкова-Батуриной могут оказаться губительными, а бизнес компании «Интеко» окажется в зоне повышенного риска.

Ситуацию анализирует директор московского Центра политических технологий Алексей Мухин:

— Судебное сообщество, судя по всему, довольно эффективно перестраивается. Уже по его настроению можно предсказать, что новые судебные иски, в которые рискнет ввязаться Юрий Михайлович Лужков или члены его семьи, будут для них более проблемными, чем было до этого. Лужков как-то стремительно потерял свои административные ресурсы, а его команда довольно быстро от него отказалась. Секрет довольно прост. Дело в том, что Лужков своими политическими заявлениями подверг огромному риску деятельность команды, которая сейчас, в преддверие назначения нового мэра Москвы, по-прежнему осуществляет свою деятельность. Этот риск и подвиг команду довольно быстро переориентироваться на ныне действующие федеральные власти.

— Лужков сделал несколько довольно жестких заявлений после того, как стало известно о его отставке. Вы считаете, что большого количества сторонников в Москве он себе не найдет?

— Дело в том, что Юрием Михайловичем Лужковым двигала очень серьезная обида: он понял, что его «развели». Он надеялся на поддержку одного из участников так называемого «властного тандема», конкретно — Владимира Путина, но ее он в нужный момент не получил. Эта обида сквозила не только в словах Лужкова, но и в высказываниях Елены Батуриной. В дальнейшем «властный тандем» поддержки оказывать им не будет. В России немилость со стороны верховной власти почти автоматически означает, что любые действия отставника будут встречать уже не поддержку, а административное сопротивление.

— Вы считаете, что Кремль инициирует какие-то прокурорские проверки или расследования в связи с деятельностью Юрия Лужкова и членов его семьи?

— Мне кажется, что соответствующая команда из так называемого «коллективного Кремля» уже отдана. Заметна беспрецедентная активность Следственного комитета при Прокуратуре и Генеральной прокуратуры. Кремлю в принципе не нужно отдавать какое-то специальное распоряжение на этот счет. У Юрия Михайловича и бизнес-империи Елены Батуриной и так будет много проблем. Кремлю достаточно, что называется, просто отвернуться. Та конкурентная среда, которую создавала вокруг себя Елена Батурина и которая была для нее неопасной, пока Юрий Михайлович занимал пост мэра Москвы, сейчас отомстит ей. Совершенно точно можно предположить, что за полгода бизнес Елены Батуриной претерпит очень серьезные изменения и уменьшиться.

— Вы рискнете предположить, окажется ли Лужков или Елена Батурина за решеткой?

— Мне кажется, что довольно реальной является перспектива эмиграции. Что касается заключения под стражу и открытия уголовного дела, аналогичному «делу ЮКОСа», это маловероятно. Но очень многое зависит от той позиции, которую займет в ближайшее время Лужков. Если его политическая активность будет выходить за рамки приличий, то исключать ничего невозможно.

— Известно ли вам о том, как идет сейчас перераспределение финансовых потоков, которыми, очевидно, руководил Юрий Лужков в Москве? Сейчас те же самые чиновники сидят на тех же самых участках? Кремль, вы думаете, всех их поменяет?

— Ирония ситуации (и это основная причина, по которой Кремль поменял Лужкова) в том, что Юрий Михайлович за последнее время фактически отстранился от управления так называемыми «финансовыми потоками» и от управления городом. И эта потеря контроля как раз и стала основной причиной, по которой он оставил свой пост. Что касается переориентирования финансовых потоков, то Сергею Собянину едва ли удастся сделать это очень оперативно. Он будет вынужден хотя бы какое-то время соотносить свою деятельность с лужковскими представителями. Но такое жесткое администрирование, к которому склонен Сергей Собянин, позволит довольно быстро переориентировать эти финансовые потоки в нужном Кремлю направлении.

— Сергей Собянин, меняющий Юрия Лужкова, это тот лояльный чиновник, который сейчас нужен Кремлю? Укладывается ли его назначение в процесс такой «технологизации российской власти»?

— Сергей Собянин пришел на пост мэра Москвы, судя по всему, не очень надолго. Идеей Кремля является укрупнение региона за счет объединения Москвы и Московской области и создания нового федерального центра, который будет управлять финансами и земельными вопросами. Это действительно создаст новый формат управления таким крупным территориальным образованием. Вот для этого, собственно, Сергей Собянин и занял пост мэра Москвы. Однако это произойдет, скорее всего, после электорального цикла 2011-12 годов.

— Губернатору Московской области Борису Громову тоже пора готовиться «на выход»?

— Полагаю, что Борис Громов — один из первых претендентов на отставку. В ближайшие дни этого ожидать, конечно, не стоит, потому что смена московской власти — это довольно чувствительный для федерального центра акт. Поэтому я думаю, что полмесяца-месяц у Бориса Громова есть.